«Мы должны перебинтовать наши раны любовью и толерантностью»
В вышедшей в 1980-м году статье Гюлен использовал такое выражение: «Я верю, что толерантность перебинтует большую часть наших ран». Гюлен посоветовал «обладающему иным мнением зрелому человеку подумать о том, что иная точка зрения может быть полезна и ему, и обязательно вступать в диалог». Он подчеркивает важность любви следующим образом: «Как хорошо, когда человек делает любовь своей путеводной звездой».
«Когда весь народ идет навстречу будущему, на пути нашем могут стоять препятствия в виде различий и сложностей в поиске компромисса. Самым эффективным оружием против этих препятствий, самым надежным убежищем и бастионом является толерантность».
Уважение к иным мнениям
«Что такое толерантность? Не замечать мелкие недостатки, уважать разные мнения, прощать все, что мы можем простить, стараться не нарушать права другого человека, уважительно относясь к высшим человеческим ценностям, даже если ущемляются наши неоспоримые права; отвечать мягко, с осторожностью пророка, даже если высказываются самые грубые мысли, самые вульгарные суждения, с которыми невозможно согласиться. Толерантность заставляет нас изменить нашу духовную жизнь, жизнь нашего сердца и совести.
«Толерантность, которую мы время от времени используем вместо уважения, сострадания, благородного отношения и снисходительности, составляет самую важную основу нравственных систем. Это важная духовная дисциплина, которая может стать источником совершенной морали и других принципов для духовного человека».
Мнения ученых и писателей
Взгляды и деятельность Гюлена в разные периоды времени подвергались оценке многих ученых и академиков, таких как Нилюфер Гёле, профессор, социолог, Шериф Мардин, профессор, социолог, Али Яшар Сарыбай, профессор политолог, Ниязи Октем, профессор, юрист и философ, Четин Алтан, журналист, писатель, Джунейт Улсевер, журналист, писатель и других. Из этих оценок, можно сделать следующие краткие выводы:
1. В основе консервативных ценностей между прошедшим, будущим и настоящим образуется связь, и в рамках этого демократия представляется процессом, требующим последующего развития;
2. Социологическое и философское учение Фетхуллаха Гюлена есть плод республиканской современной культуры, и это учение никак не связано с пониманием религии в качестве политического или идеологического начала, реакционными взглядами, направленными на столкновение людей;
3. Исследуя, прежде всего, проблему личности, Гюлен делает акцент не на политизации ислама, а на традиционном исламе; его высказывания всегда гармонируют с правами человека и демократией;
4. Идеи и деятельность Фехуллаха Гюлена не являются сектой или исламистским течением, это учение, направленное не примирение человека с самим собой и своим окружением, объясняющее, почему человеку в наши дни необходимо быть верующим;
5. Гюлен признает ислам только в качестве религии, и по этой причине он расходится с теми, кто видит в ней политическую идеологию.
Источник: книга M. Фетхуллах Гюлен, 2010г.