МНЕНИЕ ГЮЛЕНА ПО ВОПРОСУ ТЕРРОРИЗМА

На протяжении всей своей жизни Гюлен прилагал усилия к тому, чтобы в отношениях между людьми и обществами царили мир и любовь, он занимал твердую позицию в отношении конфликтов и особенно терроризма. Применительно к Гюлену часто использовали такое определение, как «человек, который занимает самую ясную, открытую и категоричную позицию в исламском мире по отношению к терроризму». Эти выводы стали предметом многих академическим исследований и темой международных семинаров. Поэтому, какова бы ни была природа враждебности и неприязни, религиозной, этнической или любой другой, она всегда открыто и резко осуждалась Гюленом. 

Гюлен открыто проклинает акты терроризма, свидетелями которым стала наша страна и весь мир. С 1970-х годов он постоянно осуждал террористические акты в Турции. Он стал первым представителем исламского мира, публично в газете осудившим события 11 сентября в США, выразившим свои соболезнования семьям пострадавших. Аналогичным образом, Гюлен первым из мусульманских деятелей осудил подобные акты в Великобритании, Испании, России. Приведем небольшой отрывок из газетной статьи, опубликованной 8 сентября 2004 года: 

«Мусульманин не может быть террористом, а террорист – мусульманином» 

«Все террористические акты – большой удар по миру и спокойствию на планете. Никакой акт терроризма не может быть оправдан, независимо от того, по какой причине и с какой целью он был осуществлен. 

Терроризм – это угроза, прежде всего, самой священной и всеобщей ценности – человеческой жизни. Он не щадит жизнь человека и уничтожает общественное доверие. Терроризм – самое дикое человеческое проявление на нашей Земле, и ни одна религия, ни одно восприятие не может деградировать до такой степени, чтобы принять его.  

С точки зрения Бога, жизнь очень важна. С помощью ниспосланной Им религии, Он старается оберегать ее, считает ее одной из основных ценностей, которые необходимо оберегать. По этой причине терроризм – не форма освободительной борьбы и не средство достижения какой-либо религиозной цели. Мусульманин должен быть лишь символом мира и спокойствия. Мусульманин не может быть террористом, а террорист – мусульманином…». 

На вопросы по этой теме Гюлен отвечал следующим образом: 

Вопрос: В исламском мире часто повторялось выражение «Ислам и терроризм несовместимы», но в доказательство этому ничего не делалось. Однако вскоре произошли события 11 сентября. Затем прозвучали взрывы и во многих других странах, включая Турцию. Те, кто совершают эти действия, находятся среди нас. Не нужно ли было в первую очередь нам воспротивиться этому? 

Ответ: Вы совершенно правы. В настоящее время люди мало знают об исламе. Мусульмане должны были сразу заявить: «В настоящем исламе нет места терроризму». Потому что убийство человека в исламе равносильно богохульству. Ты не можешь убить человека. Даже во время войны ты не можешь трогать невинных людей. В связи с этим, никто не может решить, что можно убить человека. Никто не может дать команду к самоубийству. Никто не может привязать к своему телу бомбу и пойти к невинным людям. Независимо от того, к какой религии принадлежат эти невинные. Даже в военное время, когда равновесие сложно сохранять, это не разрешено. 

С сожалением констатирую факт, что некоторые недостойные учителя и незрелые мусульмане не видят другого оружия. Ислам – божественная религия, ее нужно исповедовать правильно. Неправильно использовать сомнительные тропинки на пути к ней. Если цель является правильной, то правильными должны быть и все пути, ведущие к ней. Поэтому никто не может попасть в рай, убив человека (Газета «Заман», 22.03.2004г.). 

Вопрос: Как выяснилось, у группировки Аль-Каида существует и турецкое крыло. Вы затронули религиозную сторону вопроса. Есть еще какие-то аспекты этой темы? 

Ответ: Одним из людей, которых я ненавижу больше всего, является Бен Ладен, поскольку он запятнал светлый лик ислама и сформировал его отрицательный имидж. Если мы направим все свои силы на восстановление разрушенного, на это уйдут долгие годы. Мы будем везде рассказывать об этом, будем писать книги. Мы будем говорить, что не это – истинное мусульманство. Бен Ладен преподнес свои чувства и стремления в виде исламской логики, он действует жестоко. Люди, которые находятся рядом с ним, такие же. Если в Турции есть люди, которые думают так же, они тоже жестоки. Мы проклинаем их темные дела и помыслы… 

Из этой ситуации есть один выход. Он состоит в обучении правильному пониманию ислама. Мы должны объяснить, что мусульманин никогда не сможет стать террористом. Почему мы должны это объяснять? Отвечу цитатой из Корана: «И тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его, и тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (Сура «Зилзал» («Сотрясение»), 7-ой и 8-ой аят). Если ты сотворил зло величиной с атом, ты ответишь за него. Как сказано в Священном Коране, убийство одного человека равносильно убийству всего человечества. (Газета «Заман», 23.03.2004г.) 

Деятельность Фетхуллаха Гюлена, признаваемого в нашей стране «символом диалога и толерантности», одобряется не только народом. Ее высоко оценивают и официальные лица государств: президенты, министры, лидеры политических партий, руководители военных ведомств, религиозные лидеры, бизнесмены, деятели искусства, журналисты, спортсмены. Многие из указанных лиц, представителей разных слоев общества посетили школы за рубежом и выразили высокую оценку. Они отметили, что идеи и деятельность Гюлена создают гарантию для межнациональных и межгосударственных отношений, для обеспечения мира на нашей планете. 

На основании выше изложенного становится понятно, что идеи Гюлена берут за основу служение человечеству и не являются проявлением какой-либо идеологии. Понятно также, что эти идеи не представляют какую-то конкретную этническую группу. Ибо эти идеи поддерживаются людьми, как в религиозном, так и в социальном плане не угнетенными и не ущемленными. Этим они отличаются от радикальных движений. Поэтому у этого учения нет никакой связи с радикализмом. Наоборот, эти мысли имеют позитивное начало и направлены на позитив. 

В связи с этим, хотим отметить, что одним из самых престижных европейских журналов ‘Foreign Policy’ был проведен всемирный опрос на тему «100 интеллектуалов мира». По результатам опроса, которые были опубликованы 24 июня 2008 года, Фетхуллах Гюлен был избран первым в этом рейтинге. Результаты рейтинга показали, что люди всего мира, независимо от цвета кожи, языковой, национальной и религиозной принадлежности, любят и уважают Фетхуллаха Гюлена, и что этот человек – уже не просто мыслитель, а философ мирового масштаба. ‘Foreign Policy’ опубликовал интервью с Гюленом. 

Многие ученые из разных уголков мира посвятили теме учения и деятельности Гюлена свои научные исследования. Во многих университетах основаны кафедры, занимающиеся исследованием учения Гюлена. В университетах многих стран прошли симпозиумы, зачитаны доклады на тему учения Гюлена. На организованной совместно четырьмя британскими университетами в октябре 2007 года в Палате Лордов в Лондоне конференции зачитали свои доклады 49 ученых из разных стран. Немного ранее на конференцию в Университете Эразмус в голландском Роттердаме были присланы 170 статей. 15 сентября 2008 года в Государственной Думе Российской Федерации прошла конференция, посвященная взглядам Махатмы Ганди и Фетхуллаха Гюлена. 

В 2005-м году комиссия ЮНЕСКО в Румынии признала Гюлена достойным ордена ЮНЕСКО «за вклад в развитие диалога и толерантности». 

Источник:  книга M. Фетхуллах Гюлен, 2010г.