Интервью журналу Foreign Policy

Авторитетные издания США и Великобритании – журналы Foreign Policy и Prospect периодически проводят открытое голосование, где читатели выбирают самого влиятельного публичного интеллектуала в мире. По итогам голосования полную победу одержал исламский ученый-богослов, вдохновивший своими идеями на тему образования и социальной жизни миллионы последователей по всему миру, – Фетхуллах Гюлен.

В своем редком интервью, которое он согласился дать журналу Foreign Policy, Фетхуллах Гюлен говорит о причинах терроризма, о том, почему его движение, не имеющее каких-либо политических целей, трактуется многими неправильно.

Как Вы относитесь к тому, что Вас признали главным публичным интеллектуалом мира?

Я никогда не представлял себе такого и не желал быть избранным как некто или нечто важное в мире. Я всегда старался быть скромным слугой Бога и скромным членом человеческого общества. Коран говорит о том, что человечество было создано, чтобы признавать Бога и служить ему. Одним из путей служения Богу является улучшение мира, не прибегая к пороку и кровопролитию. Для этого необходимо относиться ко всему окружающему с глубоким состраданием. Это моя философия, благодаря которой я остаюсь равнодушным ко всем мирским титулам и рангам. Однако я не безразличен к оценке добрых людей. Они были очень добры, называя меня главным публичным интеллектуалом мира, дали мне титул, который я никогда не смогу принять.

У Вас есть какие-либо политические амбиции?

У меня их никогда не было и не будет. Единственное, чего я всегда желал и к чему стремился, – получить Божье благоволение и поэтому старался донести его людям правильно, рождая в них любовь к нему.

Какую роль играет ислам в политической жизни мусульманина?

Как религия, ислам первоначально фокусируется на непреложных аспектах жизни и бытия, в то время как политика охватывает только социальные аспекты нашей жизни. Смена эпох никак не влияет на основные принципы веры, служения, нравственности и поведения в исламе. Ислам не призывает к определенным неизменным формам власти или к попыткам придать этой власти некую форму. Ислам никогда не предлагал и никогда не устанавливал теократию по своему определению. Вместо этого, ислам основывает базовые принципы, которые задают направление общему характеру власти. Таким образом, политика никак не может быть фактором, влияющим как на ислам, так и на действия и позиции мусульман.

Почему Вы считаете, что большое число людей в Турции относятся к Вашему движению с подозрением?

Я не думаю, что моя деятельность вызывает недоверие и подозрения у большого числа турецких граждан. Тезис о том, что большое число турецких граждан относятся к движению волонтеров с недоверием и подозрением, подается таким же образом и с той же целью, как и то, что мир слышит больше о тех мусульманах, которых средства массовой информации называют радикалами. Так как те, кто внушают эту ложь людям, действуют очень настойчиво, некоторые граждане впадают в заблуждение.

Что наиболее неверно в трактовке Гюленовского движения?

Я не могу принять такие понятия как Гюленизм или Гюленисты. Я был только писателем и проповедником в народе. Я не имею прямого влияния на людей или какие-либо движения. Невозможно даже представить, что я могу оказывать давление на кого-либо. Но некоторые люди могут поддерживать мои взгляды и выражать свое уважение ко мне, и я надеюсь, они не обманывают себя, поступая таким образом. Некоторые считают, что я лидер какого-то движения. Другие думают, что существует некая центральная организация, которая управляет всеми институтами, которые они ошибочно связывают со мной. Они не берут во внимание рвение многих людей служить человечеству и получить Божье благоволение за это. Они не принимают во внимание человеческую щедрость. Такие заблуждения могут привести остальных к сомнениям в финансовых ресурсах этих школ. Небольшая группа людей в Турции даже обвиняет меня в том, что я преследую какие-то политические цели, когда я на самом деле вот уже много лет борюсь с многими болезнями.

Вы проповедуете сдержанный, терпимый ислам. На Ваш взгляд, что становится причиной терроризма?

Ислам не терпит и осуждает терроризм и любую террористическую деятельность. Я неоднократно заявлял, что истинный мусульманин не может быть террористом, так же как и террорист не может быть истинным мусульманином. Терроризм – один из тяжких грехов, за которые, как гласит Коран, последует наказание адским пламенем. Это факт, что мусульмане отстали в науке и технологии за последние несколько веков. Исламский мир страдает от внутренних разделений, антидемократических практик и нарушений человеческих прав и свобод. Но мусульмане никогда не были настолько низки, чтобы надеяться на решение своих проблем через террор. Терроризм формируется из определенных фундаментальных проблем, которые включают в себя равнодушие, нищету и страх перед другими. Некоторые люди используют молодых и глупых. Ими манипулируют, жестоко с ними обращаются и даже накачивают их наркотиками до такой степени, что их можно использовать как убийц под предлогом пустых идеалов и целей.

Чтобы победить терроризм, мы должны осознать, что все мы люди. Нам не предоставляется возможность выбирать себе расу или семью. Мы должны освободиться от страха перед другими и наслаждаться многообразием внутри демократии. Я верю, что диалог и образование являются самыми эффективными способами преодоления наших различий.

Вы бы хотели однажды вернуться в Турцию?

Я очень скучаю по моей стране и друзьям. Но я отдаю себя в распоряжение судьбы и покорно приму все, что мне предписано.

Из книги “M. Фетхуллах Гюлен”, 2010г.