Что Вы думаете о тюркоговорящих республиках в Средней Азии?
Я считаю необходимым услышать нашими сердцами их проблемы, разделить с ними их радости, почувствовать одни вкусы. Это чувство, передаваясь из поколения в поколение в течение долгих столетий, стало темой, близкой для каждого. Оно не началось во времена Пророка Мухаммеда и осталось там. Были такие люди, как Ахмед Есеви, такие люди, как Мевляна… Как Ваши всемирно известные писатели и поэты… Как Юнус Эмре, Хаджи Бекташ Вели… Эти люди постоянно писали об этом чувстве. Саид Нурси был одним из лидеров, живших в последнее время и писавших на эту тему. Известен оригинальный текст Мевляны на персидском «Приходи, кем бы ты ни был». Фразой «Кем бы ты ни был, приходи, даже если ты нарушить свои заповеди семьдесят раз, приходи, к какой религии бы ты не принадлежал, все равно приходи» он изложил важную мысль на эту тему. Юнус Эмре своей мыслью «Мы любим каждое создание за его Создателя» показывает свою любовь ко всему человечеству и всему существующему на земле. Того, кто бьет, он называет безруким, того, кто ругается, человеком без языка. Он говорит: «Если тебя бьют, не поднимай руки, если ругают – молчи, если обижают — не обижайся». Саид Нурси выделяющийся голос в этой теме. Он говорит: «Я прощаю всех, кто отправлял меня в ссылку, заключал в тюрьмы, всех тех, кто хотел осудить меня в суде».
Судьбы России и Турции похожи между собой? Есть какая-нибудь общая точка в судьбах наших стран?
С одной стороны развивающиеся события могут привести нас к объединению и сотрудничеству, но в современном мире, охваченном глобализацией, может быть и отрицательный опыт в отношениях между нашими странами.
Оценивать перспективы наших отношений всегда очень приятно и почетно. Современное российское правительство открыто для диалога и сотрудничества. Все мы становимся свидетелями демократичной атмосферы в отношениях. И это одно из самых важных условий для объединения как с Турцией, так и со всем миром. Если будет объединение, то оно повлечет за собой многие вещи. Но некоторые события, происходящие сегодня, могут напомнить нам прошлое и разбередить старые раны. Чтобы прошлое полностью забылось, нужно время, и мы должны прилагать немалые усилия для этого. Российское правительство и русский народ повели себя с большей храбростью, чем ожидал турецкий народ, они помогали нам в вопросах работы или вложения инвестиций, открытия в России школ турецкими добровольцами. На мой взгляд, они идут впереди и делают то, что нужно делать. Наверное, вещи, которые необходимо сделать после всего этого, остаются нам.
Если бы Вам присудили какую-нибудь официальную награду (например, Нобелевскую премию) или сказали, что Вы ее достойны, как бы Вы отреагировали и приняли бы ее?
Мне присуждали награды здесь несколько раз. На самом деле я не сделал ничего, чтобы получить их, я их не заслужил. Все это мне в тягость. Иногда я уклонялся от подобных вещей, вместо меня награждали моих друзей и коллег. Например, их наградили за заслуги в области образования, за терпимость, хотя все это предназначалось мне. Что касается Нобелевской Премии, то я ее не заслуживаю. Она имеет очень большую ценность, и не заслужив, получить ее, это большое неуважение по отношению к ней.
Тогда какая награда Вас бы обрадовала?
Я считаю самой большой наградой увидеть, что Аллах останется доволен мной, когда я умру.
Насколько я знаю, у вашего образа жизни есть некоторые особенности. Вы живете один, у вас мало вещей. Вы стесняетесь тратить время на приобретение этих вещей? Или в чем причина этого?
Я живу один. Возможно, когда-то у меня не было возможности изменить это одиночество. Потом прошло 25 лет, у меня проблемы с сердцем, сахарный диабет, давление и внутреннее воспаление. Поэтому эти болезни занимают большую часть моего времени, у меня едва остается время, чтобы заниматься чем-то другим. Во-вторых, из-за недостаточных возможностей, малого количества имущества я живу в пансионах. Раньше я жил со своими родителями. Я не испытывал нужды ни в собственном доме, ни в другом месте, где можно было бы укрыться. Что бы там ни было, я был один, поэтому я не стремился к этому. Я не прилагал усилий к тому, чтобы у меня был собственный дом. В-третьих, многие люди мне доверяют. Даешь им совет, они идут и вкладывают деньги, даешь еще один, они идут и открывают школы. Если бы у меня были большие возможности, многие бы говорили, что я живу за счет этих обеспеченных людей. Но я должен был уважать их благоволение ко мне. У меня не было подходящего случая завоевать мир, пока я пытался завоевать сердца моих друзей, а завоевав их сердца, я передумал завоевывать мир.
Вы очень красиво сказали. Есть одна русская пословица: “Мужчина в жизни должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына”. В турецком есть что-нибудь похожее? Или Вы видите это как-то по-другому?
И в турецком языке, и в нашей религии есть пословицы, похожие на эту. Например, Пророк Мухаммед говорит: “Даже если вы знаете, что все когда-нибудь исчезнет, и наступит конец света, а в ваших руках есть какой-нибудь росток, посадите его”. И еще: “Женитесь, пусть у вас будет семья и дети.Я буду гордиться тем, что вас много”. Одно из самых важных условий счастья человека – наличие у него хорошей пары и детей. Думаю, что так как эти вещи связаны с природой человека, они присутствуют во всех религиях”.
Как Вы думаете, какую жизнь должен прожить человек, или какой должна быть жизнь человека?
Это очень широкая тема, которую можно рассматривать очень глубоко. Я думаю, что во-первых, человек должен верить. Потому что вера, заложенная в душу каждого человека, должна быть использована. Не на что-нибудь, а именно на веру в Бога. Потому что вера превращает душу человека в подобие рая. Что бы там ни было, человек не должен впадать в отчаяние и пессимизм. Он должен отставить свои психосоматические переживания в сторону …
Считается, что чем старше человек, тем больше он узнает, тем больше откровений открывается ему. Что открылось Вам и вдохновило Вас прежде всего?
Мне сложно сейчас конкретно определить, но я могу сказать, что одна из самых важных вещей в моей жизни – это вера в надобность религии и в то, что любовь – это насущная вещь в жизни людей.
Французский писатель Лабри говорит: “Самый лучший руководитель, самый лучший правитель – это филосов”. По-Вашему, он прав?
Философии тоже могут быть разными. Есть разные философские течения. Я думаю, что человек должен рассматривать все вещи с четырех сторон, понимать, трактовать и озвучивать их. Но если мы будем считать, что философия, рассматривающая человека с одной стороны, например с точки зрения позитивизма, рационализма, натурализма или реализма, не учитывает некоторые стороны человека, то толкование такой философии неверно. Вместе с философией с точки зрения представления мысленной жизни человека в Мусульманстве зародилась наука “Калам”. Это наука, которая предоставляет и доказывает людям некоторые истины. Мусульмане постоянно занимались этой наукой, занимались философией. Но это не абсолютная философия. Это философия, связанная с физическим и метафизическим миром, с телом и духом, с духовным миром человека и охватывающая ожидания человека от будущего, его желания и стремления.
Наша программа называется “Доброе утро”. Как начинается Ваш день? Что Вы делаете для того, чтобы Ваш день был добрым? Что Вы можете пожелать нашим людям?
Конечно, все зависит от общества и от культуры. Люди нашей религии, нашей культуры начинают день с обращения к Богу, в волнении совершая омовение и намаз. С этой точки зрения начало нашего дня связано с религией. Для всех людей справедливо следующее: верить в совершение добрых дел, стараться наполнить свои сердца только хорошим, просыпаться каждый день с надеждой, верить, что тебя ждет только хорошее, быть решительным в своих поступках и довольствоваться малым. Думаю, что это должны быть те вещи, которые необходимы для начала хорошего дня.
Насколько мы знаем, у Вас есть музей, который рассказывает о Вашей жизни. Если это возможно, мы могли бы его увидеть?
Ну что Вы, это сложно назвать музеем. Есть подарки, которые мне дарили. Чтобы они не принадлежали мне, я отказывался от них в пользу народа. Небольшой музей, в котором хранятся эти вещи, есть в Измире, он состоит всего из одного помещения. Пока я жил здесь, мне тоже дарили подарки. Таким образом образовался маленький музей и здесь. Если объединить эти два музея, может быть, это было бы чем-то внушительным, но так как эти вещи находятся в разных местах, можно сказать, что там особо нечего смотреть. Желающие могут увидеть музей, который находится здесь. Для этого нет никаких препятствий. Тот, который в Измире, более крупный. Его можно посмотреть, когда Вы приедите туда.
Нет ли у Вас желания посетить Россию? Если бы Вы приехали, с кем из людей, может быть, из правительственных кругов Вы хотели бы встретиться?
Мне всегда хотелось приехать туда, но меня всегда мучил вопрос, не причиню ли я вреда процессам и событиям, которые там происходят. Потому что вез де есть люди, в том числе и здесь, которые против меня. Наверняка, там они тоже есть. Поэтому во избежание неприятностей я думаю, что мне не стоит приезжать. Я не знаю, знают ли меня правительственные круги в Москве и захотят ли увидеться со мной. Мои друзья встречались там с представителями Министерства Образования. Думаю, что по их рассказам меня знают. Было открытие школы в Москве, там они тоже встречались. То есть какое-то косвенное знакомство есть. Поэтому я бы прежде всего предпочел встретиться с людьми, которые знают обо мне.
Если Вы приедете, можете рассчитывать на нас.
Спасибо. Дай Бог.
Я не знаю, как спланирован наш день, но думаю, что он расписан по минутам. Если Вы позволите, мы бы хотели снять Вас, когда вы идете и разговариваете с людьми.
Пожалуйста. Я не вижу причин, препятствующих этому. У меня обычная походка и внешний вид.
Не обращайте на нас внимания. Большое Вам спасибо, нам было очень приятно.
Публикация из книги “Фетуллах Гюлен” от 06.05.1998