В 1960-х годах турецкое общество испытывало множество социальных проблем, таких как бедность, неравенство возможностей и политическая поляризация, переросшая в вооруженные конфликты. Исламский ученый и мыслитель Фетхуллах Гюлен и его друзья стали проводить неформальные и формальные образовательные мероприятия, чтобы в этой среде защитить молодых людей от актов насилия и вредных привычек, а также предоставить им возможности карьерного роста через качественное образование и заложить основу для того, чтобы они могли изучать и исповедовать свою религию с учетом разнообразия в обществе, совместно с наукой и демократией. Группа добровольцев, посчитавших разумным эту деятельность, включающую в себя размещение студентов в квартирах, выплату стипендий, создание общежитий, подготовительных курсов для поступления в университеты, приняли участие в их организации и создали ядро движения Хизмет.
Движение Хизмет, сформированное на основании понятий об исламских традициях и таких общечеловеческих ценностях, как уважение достоинства каждого человека, принятие человека таким, какой он есть, служение человечеству, создание долгосрочных решений социальных проблем через образование, со временем стало общественным движением.
Сфокусированные с самого начала на образовании, участники движения Хизмет со временем начали организовывать мероприятия по установлению диалога, интеллектуальные обсуждения и проекты социальной ответственности, направленные на устранение напряженности и предрассудков среди сегментов турецкого общества, исповедующих различные религии, принадлежащих к различным этническим группам, с различными политическими взглядами и идеологиями, а также нацеленные на служение во имя мирного сосуществования.
Начиная с 2000-х годов, на первый план вышли проекты по оказанию гуманитарной помощи, и в последующие годы участники движения Хизмет устремились на помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Турции и во всем мире посредством организаций, оказывающих гуманитарную помощь. В некоторых местах они не остановились на оказании помощи при стихийных бедствиях и начали реализовывать постоянные проекты по строительству поликлиник, школ, колодцев с питьевой водой, созданию курсов по профессиональной подготовке.
Выйдя за пределы Турции со своими образовательными проектами, открытость для человечества и охват движения создали основу для участия в нем людей различной этнической, религиозной и культурной идентичности, и со временем профиль волонтеров становился все более разнообразным.
В то же время участники движения Хизмет начали вступать в культурные взаимодействия в странах, где они работают. Это естественным образом привело к формированию местных выражений/структур с различными приоритетами и методами работы. Участники движения в рамках своих фундаментальных ценностей восприняли это разнообразие как богатство.
Волонтеры движения Хизмет осуществляют свою деятельность через созданные ими корпоративные организации, такие как фонды, ассоциации, институты, а также через неинституционализированные мероприятия, как, например, беседы и социальные мероприятия. Важным моментом является управление этими учреждениями и организациями в соответствии с законами стран, в которых они расположены, а также в рамках общественных норм прозрачности и возможности их проверки, в соответствии с фундаментальными ценностями движения Хизмет, посредством принятия гармоничных решений местными волонтерами движения Хизмет. Для достижения этой гармонии используются механизмы общения, переговоров и обмена опытом.