АВТОР: ЗЕКИ САРЫТОПРАК – АЛИ УНАЛ
Вопрос: Каковы в Исламе отношения между личностью и государством? Каково место и функции личности внутри государства?
Ответ: Европейский цивилизованный мир и современные системы взглядов утверждают, что впервые за всю историю человечества только теперь личность стала восприниматься как политически активный элемент. По их мнению, до сих пор её ограничивали правила, установленные группой или общиной, к которой она принадлежала, и унаследованные от своих предков принципы. И поскольку изменить эти правила также не представлялось возможным, то такая узость мысли кажется неизменной судьбой всех тех людей, которые являлись частью группы или общины. В современных условиях личность избавилась, наконец, от этой узости и стала обретать полную индивидуальность. До сих пор, не будучи по-настоящему свободной, она не обладала ею Несмотря на то, что подобное мнение может быть верным для некоторой части мира и отдельных культур, оно не может распространяться на все религии, воззрения и общины.
Поскольку вера в абсолютное единство Всевышнего является одним из основополагающих принципов Ислама, то существование абсолютной индивидуальности и независимости невозможно, ибо человек либо является бунтарем, не желающим прислушиваться к установленным ранее правилам, либо верным и покорным слугой Всевышнего. И именно благодаря этому служению и привязанности Всевышнему, человек никогда не покорится никакой другой силе и не откажется и от крупицы своей свободы.
Его не способны отдалить от Аллаха и сделать своим рабом ни земные блага, ни разложившиеся обычаи, превращающие человека в низкое и примитивное существо, ни общинные связи, подобно цепям, охватывающие разум. Не помогут ни считающиеся проявлениями животности жажда наживы и алчность, неизменно губящие нравственность, ни деспотизм, ни вожделение, ни ненависть, ни зависть, обращающие здравый смысл в раба грубой силы. Хотя бы по 30-40 раз в день верующий произносит фразу: «Господи! Только Тебе мы поклоняемся и служим и только от Тебя ждем помощи» (Коран, 1:4) – и, разбивая все цепи, связывающие его свободу и индивидуальность, ищет помощи и покровительства у Господа, мощь которого безгранична и всеобъемлюща. И если человек не может это сделать, то его нельзя считать по-настоящему полноценным.
Вместе с тем, требуя от человека полной свободы и независимости от всего, кроме Аллаха, Ислам, в зависимости от степени необходимости, принимает принцип органической связанности человека с семьей, обществом, нацией и даже всем человечеством. Ибо каждый человек обладает определенными потребностями, которые он не в состоянии отвергнуть. Все люди в рамках этих потребностей органически связаны между собой и не могут существовать друг без друга.
Такое единство людей, основанное на определенной степени потребности друг в друге, чрезвычайно важно как с точки зрения решения проблем, которые в одиночестве решить невозможно, так и с точки зрения защиты от внешней агрессии. Поэтому мы не разделяем мнения современных сторонников абсолютной свободы личности. Ибо под предлогом избавления человека от его традиционных связей, они оставили его в абсолютном одиночестве, сделали беззащитным и беспомощным перед лицом грубой силы. А человек горько расплатился за это одиночество, иногда подпадая под власть тиранов, а иногда оказываясь жертвой общественного деспотизма. И потерял на пути «индивидуальности» как свою свободу, так и свое достоинство.
Хочу также привлечь внимание к тому, что в отличие от других религий или систем, кажущихся религиями, Ислам не считает достаточной лишь метафизику и не концентрирует все свое внимание только на молитвах, медитациях или некоторых индивидуальных видах богослужения. Он также вносит порядок в социальную, политическую, экономическую, нравственную и правовую жизнь человека и устанавливает принцип вознаграждения или наказания в вечной жизни, в зависимости от того, насколько точно следовал человек его заповедям в жизни земной. Поэтому ограничение религии одной лишь верой как таковой и личными религиозными обязанностями – есть не что иное, как уничтожение ее целостности и придание ей той формы, которая неугодна Аллаху. Одновременно это означает вводить людей в заблуждение насчет того, что, когда и как надо осуществлять и – в состояние своего рода шизофрении. Если какой-либо человек не может жить согласно своей вере, если к этому существуют какие-то преграды, то это значит, что свобода его совести ограничена. В такой ситуации не может быть и речи о существовании каких-то прав и свобод личности.
Исламская вера была представлена нам в лице пророка, который был послан с принципами, гарантирующими земное и вечное счастье и ведущими к этому счастью. В откровениях, принесенных этим пророком, земное и вечное, личное и общественное неразрывно связано между собой. Богослужение, молитвы, вся духовная жизнь, а также нравственные, общественные и административные вопросы гармонируют друг с другом как различные аспекты и измерения единого целого. Помимо всего прочего, каждый, кто исповедует Ислам, не только осознает свои собственные права, но и уважает чужие права и свободы. И так же щепетильно, как защищает свои собственные права, он проявляет корректность к правам других людей.
Далее в источнике: https://fgulen.com/ru/press-room-ru/interview-ru/interview-of-the-journal-the-muslim-world-in-fethullah-gulen/interview-of-the-journal-the-muslim-world-in-fethullah-gulen