АВТОР: ЭЛИЗАБЕТ ОЗДАЛЬГА. ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛ “THE MUSLIM WORLD”, НОМЕР 3 (95) ОТ ИЮЛЯ 2005 ГОДА
После событий 11-го сентября 2001 г. появилась постоянно возрастающая угроза того, что ненависть к тем, кто совершил этот акт терроризма, распространится и на другие исламские организации и сообщества, далекие от воинствующих настроений. Существующая на Западе тенденция односторонне рассматривать различные направления ислама, без учета различий между фанатиками и умеренными, не является чем-то новым, тем не менее, после террористической акции против Центра мировой торговли в Нью-Йорке риск смешения понятий увеличился еще более. В этом отношении еще более усугубило ситуацию произошедшее вторжение в Ирак, поскольку в обстановке неразберихи, явившейся следствием плохо подготовленной операции оккупации, различные экстремистские организации нашли благодатную почву для своей деятельности под именем ислама. Учитывая такое негативное развитие событий, сейчас стало важным, как никогда, высветить и иной облик ислама – того ислама, которому следует большинство мирных мусульман – чтобы проанализировать вопросы, социально-общественные процессы и дилеммы, с которыми такие мусульмане сталкиваются.
На протяжении последнего столетия – и в особенности в течение последних нескольких десятилетий – во всем мусульманском мире наблюдается резкий рост исламских настроений. Данное явление связано с увеличением внимания к исламу со стороны широких масс, что является итогом процесса развития, который турецкий историк Кемаль Карпат назвал в своем исследовании по обществу позднего периода Османской империи “политизацией ислама”. Данная политизация происходит по той причине, что в ходе процесса модернизации ислам превращается в важный показатель национальной независимости и национально-культурных особенностей.
Несмотря на все увеличивающееся понимание того, что ислам и исламские движения играют важнейшую роль в жизни современного общества, внимание общественности обращается на них большей частью только тогда, когда происходят большие и сенсационные события. Результатом этого эпизодического и основывающегося на сенсационности внимания является общее отсутствие интереса не только к ненасильственным формам ислама, но и также к долгосрочным аналитическим перспективам. Данное замечание не преследует цель отрицать существование серьезной школы ученых в этой области, оно направлено на то, чтобы еще раз обратить внимание к тому непреложному факту, что более выдающиеся исследования, к сожалению, не обладают необходимой силой воздействия на общественное мнение. Целью данной статьи является придать силу голосу ученых кругов, чему столь часто не прислушиваются. Мы это сделаем путем анализа – исторического и структурного – движения Фетхуллаха Гюлена, являющегося в современной Турции одним из наиболее влиятельных движений возрождения. Наше внимание будет сосредоточено не на генеалогии движения как такового, а на процессах модернизации, а также на том, в чем и на каком этапе этого процесса движение Фетхуллаха Гюлена добилось наиболее значительного результата.
Далее в источнике: https://fgulen.com/ru/press-room-ru/journal-of-the-muslim-world/the-role-of-the-gulen-movement-in-the-process-of-civilization