Является ли движение Гюлена общественной инициативой?

АВТОР: АХМЕТ ТУРАН АЛКАН

Гражданское общество описывается как «пространство дружбы, клубов, церквей, бизнес-ассоциаций, объединений, групп по защите прав человека и других добровольных объединений за пределами домохозяйств, но вне государства… [То, что обеспечивает] граждан возможностями осваивать демократические навыки свободы собраний, непринудительного диалога и социально-экономической инициативы.»[1]

Термины «сектор гражданского общества» или “общественная организация» охватывают широкий спектр организаций, которые в основном частные, то есть, за пределами институциональных структур правительства. Они также отличаются от предпринимательских организаций: они не являются, в первую очередь, коммерческими предприятиями, созданными преимущественно для распределения прибыли между их директорами и владельцами. Они самоуправляемы и люди могут свободно вступать или поддерживать их добровольно.[2]

Несмотря на их разнообразие, услуги и учреждения (УУ), предоставленные общественным движением “Хизмет”, имеют важные общие черты, которые обосновывают их определение в социальный гражданский сектор. Они не являются частью государственного аппарата, и, в отличие от других частных учреждений, они созданы для того, чтобы служить обществу, а не для получения прибыли для тех, кто участвует в них.[3] В соответствии с определением, данным выше, УУ представляют собой приверженность свободе и личной инициативе; они содействуют/поощряют и дают людям возможность в полной мере использовать свои законные гражданские права для воздействия на свою собственные власти с тем, чтобы улучшить качество своей жизни и жизни других людей в целом.[4]

УУ являются в первую очередь некоммерческими. Они подчеркивают свою солидарность с проектами в сфере общественных услуг и коллективно организованным альтруизмом. Они воплощают идею или идеал того, что люди несут ответственность не только за себя, но и за общество, частью которого они являются. Как установлено в правовом поле, движение сочетает в себе частную структуру и общественные цели, предоставляя обществу частные институты, которые, в значительной степени, служат общественным целям. Связи УУ с большим количеством граждан и с принадлежащими им многочисленными профессиональными сетями внутри сектора гражданского общества, повышают гибкость и способность движения к поощрению и направлению частных инициатив в поддержку общественных образовательных целей и благотворительных услуг.

Движение Гюлена отличается значительным и стабильным вкладом в потенциал граждан применять свою энергию для раскрытия и осуществления новых решений, следуя собственной программе развития.

Это повысило участие добровольцев, умножило сети граждан, преданных взаимно доверительным отношениям, осуществляемых посредством уважительного диалога и совместных усилий, общие цели повышения общественно полезных работ.[5] Движение, таким образом, является посредником от имени страны в целом для накопления «социального капитала». Объясняя этот термин, Р.Д. Патнэм говорит, что «социальный капитал» относится к связи между отдельными лицами — социальные сети и нормы взаимовыручки и доверия, которые возникают у них. В этом смысле социальный капитал тесно связан с тем, что некоторые называют «гражданскими добродетелями». Разница в том, что «социальный капитал» обращает внимание на тот факт, что гражданские добродетели являются самым мощным, когда встроены в плотную сеть взаимных социальных отношений. Общество множества добродетельных, но разобщенных индивидуумов, отнюдь не обязательно богато социальным капиталом.[6]

Веллер обращает внимание на то, что «несмотря на частое пренебрежение в социальных и политических построениях современности» вдохновленными верой организациями, (они) «образуют значительную часть гражданского общества и … вносят ощутимый вклад в сохранение и развитие как установления связей, так и наведения мостов социального капитала с волонтерством в гражданском обществе, третьим сектором и демократией.[7]

Добровольный характер ассоциации является важным аспектом движения.[8] Люди по своей воле вступают в ассоциации и службы по их выбору, и они также свободны выйти из них без какой-либо платы. Если основной мотивацией для такого добровольного участия является самореализация, самовыражение, саморазвитие или что-то еще, то это служит выражением индивидуалистической природы концепции гражданского общества.[9]

Тот факт, что движение, как полностью гражданская, автономная инициатива, находится полностью вне обычных каналов политического представительства — партии, правительства, государства и т.д. — не значит, что оно, следовательно, стоит в какой-то мере против политических, правительственных или демократических систем.[10] Это было бы серьезным искажением отражения реальности распространенных гражданских сетей коллективных усилий.

Посредством направленного на некоммерческое управление своими образовательными и культурными учреждениями, движение резко отличается от политических акторов и официальных государственных учреждений и ведомств.[11]

Формы коллективного действия движения “Хизмет” разнообразны, варьируемы и расположены одновременно на нескольких различных уровнях социального пространства. Они не борются против или за место в правительстве или государственных учреждениях или ведомствах. Они работают с людьми индивидуально в публичном пространстве через независимые, законно учрежденные общественные организации.[12] Область деятельности движения — происхождение, источник и цель того, что оно делает — это отдельный человек, индивид в частной сфере.[13] Естественные последствия этого действия распространяются на гражданскую публичную сферу. Его подход «снизу-вверх»,[14], а именно, преобразование индивидов посредством образования в направлении облегчения консолидации мирного, гармоничного и инклюзивного общества, как результат просвещенной общественной сферы. Это не подход «сверху-вниз», свойственный для государственных или правительственных ведомств. Это действительно является рациональным доводом акцентирования Гюленом внимания на приоритете образования среди обязательств движения “Хизмет”:

«РЕШЕНИЕ ЛЮБОЙ ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ ЖИЗНИ, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, ЗАВИСИТ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ТОЧНО ТАК ЖЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПАРАЛИЗОВАННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ИЛИ ЖЕ, НАОБОРОТ, СИСТЕМУ, РАБОТАЮЩУЮ КАК ЧАСЫ».[15]

Короче говоря, деятельность Движения свидетельствует о смещении ориентации от макро-политики к микро-практике.[16]

В то время как происхождение и услуги этого движения возникают из гражданской инициативы, основанной на вере, ее дискурс и практика подтверждают идею, что религия и государство являются и могут быть разделены в исламе, и что это не ставит под угрозу веру, а, по сути, защищает ее и ее последователей от эксплуатирования и может укрепить ее.[17] После своего анализа транснациональных социальных движений, происходящих из мусульманских общин, Хендрик заключает:

Движение Гюлена сформировалось как самый успешный распространитель импровизации исламского модерна Турцией, гражданское / космополитическое активистское исламское движение, которое стремится реализовать свои цели глобального преобразования посредством «моральных инвестиций» в мировой экономике, «нравственного воспитания» в физических науках и морального сближения с «другими» группами через толерантность и диалог.[18]

Общие черты, разделяемые учреждениями и услугами, которые предоставляют участники движения, служат основанием для определения движения Гюлена как гражданской инициативы и движения гражданского общества.

Источник: https://fgulen.com/ru/press-room-ru/articles-ru/yavlyaetsya-dvizhenie-gulena-socialnoy-iniciatovoy