Третья Московская международная конференция по сравнительной философии
(Институт философии РАН 21 – 26 мая 2012г.)
12 апреля 2012
Дорогие друзья!
Глубокоуважаемые ученые и мыслители!
Прежде всего, хочу сказать, что даже выражение одобрения или оценка такого важного мероприятия, которое Вы организовали, выше моей компетенции. Полагаясь на Ваше великодушие и надеясь, что Вы простите меня за смелость обратиться к Вам, я хочу лишь поделиться с Вами своими мыслями и чувствами в связи с этим знаменательным событием, но никак не в качестве вклада в это мероприятие.
Как известно, подлинная жизнь для человечества мыслима лишь с наукой и познанием, а истинная цель сотворения человека заключена в таких действиях человека как видеть и ведать, узнавать и постигать, и делиться познаниями с другими людьми. Потому и гуманность человека проявляется в его стремлении постигать, обучать и просвещать. Люди, которые пренебрегают образованием и просвещением, безжизненны, даже если внешне живы и здоровы. Также трудно сказать, что те, кто не знает, но при этом не хочет узнать, и знает, но не желает развивать себя и подавать другим пример, познали суть сотворения человечества.
Наряду с такой ценностью знаний, науки и их неотъемлемости от жизни человека, есть и другое важное измерение в сотворении и жизнедеятельности человека: мудрость или философия в смысле мудрости, которое можно назвать утончением, прояснением и даже одушевлением разума в ясной атмосфере души с пылом любви и на крыльях познания, размышления, анализа и умозаключения. Или же его можно описать как один из важнейших источников света, который при условии наличия совести позволяет читать послания на лике бытия и явлений и понимать их суть. В отличие от бесконечного хождения науки по кругу разума, изыскания и изучения, мудрость или философия взрастает и развивается в атмосфере духовности с лучами размышления, познания, вдохновения, проницательности и духовного озарения. Разум, который активен в пределах материи и занят наукой, можно уподобить склере глаз, а мудрость или философию, странствующую за пределами материального измерения, – зрачку. Они вместе помогают нам увидеть и понять видимые и невидимые стороны бытия. Когда наука пытается обнаружить жизнь в клеточных оболочках, мудрость созерцает в них все мироздание и достигает вечности.
Тело, разум и душа являются тремя взаимосвязанными измерениями человеческого бытия. Гуманность каждого из нас обусловлена в меру и синхронным обеспечением этих измерений свойственной им пищей. Так и пророки, посланные служить человечеству в качестве предводителей, выполняли три важные обязанности. Во-первых, они показывали людям пути понимания вещи, явлений, и материальных и нематериальных истин мироздания. Во-вторых, они учили людей всему необходимому для счастья и благополучия в земной и вечной жизнях, и готовили нужные условия для познания. В-третьих, они избавили людские умы от мифов и неверных убеждений при помощи науки, очистили их сердца от греха при помощи богослужения, и возвысили людей на уровень становления совершенным человеком со всеми добродетелями. Ученые и философы, которые избрали науку и мудрость делом своей жизни, всегда почитались как наследники пророков. Но бывали и времена, когда подход к изучению человека и жизни человека не был таким целостным. На Западе одно время пренебрегли наукой ради религии, а затем отвернулись и от религии ради науки. И как отмечают современные ученые, в результате такого однобокого подхода человек и его жизнь стали либо прихрамывать, либо плохо видеть. А на Востоке, где многие века строго соблюдался целостный подход, школа изучения и преподавания истин мироздания попала под влияние схоластического подхода. Когда все медресе – духовные образовательные учреждения, где изучались и преподавались религиозные науки и дарился душам свет духовности, закрылись для разума, науку и мысль словно парализовало, а все текке – обители дервишей, где царили любовь и усердие, стали тешить себя преданиями, речами и толкованиями вместо дерзания, испытания и практики.
Утверждение, что наука и мудрость принадлежат или могут принадлежать лишь одной части мира, определенному народу или цивилизации, обусловлено, скорее всего, незнанием истории. Хоть Запад и считается родиной современной науки и за прошедшие века на передний план вышла западная философия, развившаяся под влиянием науки и научного прогресса скорее в светской атмосфере, Восток, который всегда рассматривался плодотворным участком или родиной тонкой мудрости или философии, всегда оставался, по крайней мере, в неразрывной связи с религией. Следовательно, там всегда поддерживалась связь с метафизическим измерением. Все великие, универсальные и широко известные системы науки, веры и мудрости, такие как, например, учение Дао, возникшее в первых веках до нашей эры в качестве веры и метафизической философии, мудрость Конфуция, вера и мудрость Брахмы, кто по утверждениям исследователей со временем превратился в индийский вариант великого Пророка Ибрахима (Авраама), метафизика Будды, сравниваемого с досточтимым Пророком Исой (Иисусом), и иудаизм, христианство и ислам – три небесные религии, основанные на единобожии, появились и распространились по всему миру из Востока.
Трудно отделить мудрость или философию Востока от разных вариаций древнегреческой философии, особенно от Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля, развившихся под некоторым влиянием эпохи Возрождения, просветительства и современной мысли. В развитие науки, помимо огромного вклада Дальнего Востока, Центральной и Восточной Азии, плодородных бассейнов рек Инд, Ганг и Нил, сделан огромнейший вклад и исламским миром, особенно в III-V веках. Знаменитый Жорж Альфред Леон Сартон в своем трехтомном «Введении в историю науки» разделил историю науки на 50-летние периоды. Каждый период он назвал именем ученого, который оказал наибольшее влияние на развитие науки в тот период. Получилось, что семь 50-летних периодов между 750 годом и 1100 годом названы именами мусульманских ученых. Так перед нами предстали имена Джабира ибн Хаяна, Мухаммеда ибн аль-Хорезми, Абу Бакра ар-Рази, Хусейна ибн Али аль-Масуди, Абуль-Вафы аль-Бузджани, Абу Рейхана аль-Бируни и Омара Хайяма. Сартон также упоминает имена таких всемирно известных ученых как Ибн Сина (Авиценна), Ибн аль-Хайсам, Ибн Юнис, Аль-Кинди и Аль-Фаргани.
Безусловно, в науке и философии мы многим обязаны Западу. Вместе с тем, я считаю, не меньше мы обязаны и Востоку. Но в настоящее время мы не можем сказать, что знаем науку и мудрость Востока так же хорошо, как и науку Запада. И сегодня, когда мир быстро превращается в одну большую деревню, а человечество – в одну большую семью или народ большой деревни, не только по этой причине, но и по причине того, что наука и мудрость представляют ценность и богатство для всего человечества, возможно, немного наивно делить мир на Запад и Восток. Но одинаково наивно и ждать слияния всех цивилизаций и культур в одну общечеловеческую цивилизацию и культуру. К тому же, еще со времен великого русского философа, историка и этнолога Николая Данилевского признано, что цивилизации и культуры не преобразуются друг в друга и не исчезают друг в друге, несмотря на всяческое сближение. Поэтому сегодня, когда не только жизнь, но и мысль чрезмерно овеществилась, можно сказать, что мы остро нуждаемся в традициях, науке и мудрости Востока. И такие мероприятия, организуемые Вами – многоуважаемыми учеными и мыслителями, всегда играют важную роль в удовлетворении таких потребностей.
Также несерьезно сторониться науки и устремляться к необоснованному идеализму и романтизму из-за боязни, что изучение мироздания, также именуемое позитивными науками, может завести во мрак безверия. К тому же, наука необходима и полезна в той мере, в какой она гарантирует людям счастье, и возвышает их на гуманность. Таким образом, по причине того, что наука осуществляется с явной предвзятостью и используется в качестве предлога для отрицания веры в Бога, требуется неотложное единение науки с верой, нравственностью и мудростью подобно союзу разума и сердца. Это, по-моему, возможно с обращением особенно к науке и мудрости Востока.
С такими мыслями и чувствами я поздравляю Вас с таким прекрасным мероприятием, приветствую и передаю свое почтение каждому из вас в отдельности, и всем сердцем желаю дальнейших успехов в ваших таких благих начинаниях.
Фетхуллах Гюлен.