Обращение к участникам российско-турецкого форума «Медиамост между Европой и Азией» Фетхуллаха Гюлена

Статья от 10 Июня 2014г.

Уважаемые журналисты России и Турции, Я получил Ваше приглашение для участия в форуме «Медиамост между Европой и Азией». Абсолютно убежден, что проведение подобного форума оптимальный формат для обсуждения и перспективы решения актуальных медиа вопросов Турции и России. Журналисты и писатели, позволю себе отметить, именно те представители общественности, которые могут существенно изменять ситуацию, как в своих странах, так и во всем мире. К сожалению, я не могу лично принять участие в форуме из-за проблем со здоровьем, но хочу обратится ко всем участникам с приветственным письмом. Прежде всего позвольте обратится к Вам и поделится своими идеями по поводу развития современной журналистики.

Традиционная журналистика оказалась в условиях стремительного развития интернет-технологий и коммуникаций, когда доступ к информационному сектору существенно изменился благодаря общедоступности. В условиях посмодерной культуры человек волей неволей вынужден делать выбор на пользу качества или оперативности получения информации. Ситуация изменилась настолько, что вопросы требующие глубокого и серьезного осмысления мы передаем короткими и доступными предложениями. В ХХ веке практически во всех языках мира наблюдается тенденция к сокращению лексического запаса языка. К большому сожалению, наша молодежь для выстраивания коммуникации ограничивается несколькими сотнями лексических единиц. Турецкое общество также столкнулось с этой проблемой. Некогда богатый османско-турецкий язык также подвергся в ХХ веке существенных изменений и унификации. Думаю, русские коллеги поддержат меня в том, что русский литературный язык, обогащенный такими мастерами художественной литературы как Горький, Чехов, Достоевский, Пушкин в наше время переживает некую стагнацию, теряя высокий стиль XIX века.

Несомненно средства массовой информации могут существенно влиять как на процесс развития и обогащения языка, так и на его деградацию. Мы живем в то время, когда наше молодое поколение отдаляется и все больше теряет интерес к классической литературе. Поэтому функции сохранения и передачи высокого языка переходят к представителям медиасектора и журналистам. Очевидно, что традиционная журналистика сдает свои позиции перед современной медиажурналистикой. И этот неизбежный процесс можно расценивать как уникальную возможность для создания новой модели. В контексте смены приоритетов современного мира изменилась и медиаэтика, некогда отталкивающаяся от принципов объективности и универсальности. Концепция новой модели журналистики, которая сейчас находится на стадии формирования, и известна под названием «Web 2.0» имеет огромные шансы для создания и закрепления высоких этических принципов и стандартов. Во избежание повторения ошибок традиционной журналистики необходимо уже сейчас на стадии создания новой модели принимать грамотные решения. Неоспоримым является тот факт, что фактор интерактивности новой модели журналистики позволяет читателям и зрителям медиапродукции оценивать качество и содержательность предложенной информации. Очень важно, чтобы качество и содержательность предлагаемой информации соответствовали высокому качеству, в противном случае мы столкнемся с риском перехода журналистики в сектор развлечений.

Одной из основных проблем традиционной журналистики была отстраненность от культурных и национальных ценностей граждан. Такой разрыв был причиной грубейших ошибок и нарушений. В наше время, в условиях современной глобализации, журналисты просто не могут позволить себе отсутствие вовлеченности, поскольку тогда их продукция будет лишена какой-либо актуальность. Концепция современной журналистики должна представлять собой абсолютно другое содержательное наполнение. Приоритетными и объединяющими концептами должны быть идеи толерантности, добрососедства, мира, межкультурного и межконфессионального диалога. Традиционная журналистика, к сожалению, не смогла справиться с такой задачей. В подтверждение приведу простой пример. Очень часто в турецких источниках можно встретить исторически сложившееся выражение «безумный Петр», когда речь идет о последнем царе и первом императоре всероссийском Петре I. При этом мы прекрасно знаем, что для российского народа – это Петр Великий. Как видим неправильная и не адекватная интерпретация может послужить возникновению предрассудков и развитию стереотипного восприятия, что не соответствует действительности. В новой модели журналистики должны быть нивелированы все прецеденты конфликта и враждебности, а на первый план необходимо вынести все, что объединяет нас для выстраивания мирного будущего и добрососедства. Hе возникает сомнения по поводу того, что средства массовой информации оказывают значительное влияние в нашем социуме, иными словами представляют «четвёртую власть». Поэтому очень важно в чьих руках оказываются СМИ и с какой целью они используются. Результаты напрямую зависят от того, кто и как использует возможности медиа. Если рычаги массмедиа оказываются в руках коррупционно настроенных представителей общества, мы получаем разрушительный эффект с пагубными последствиями, и наоборот – добрые помыслы и благие намерения в результате создают прогресс и благополучие. Однако наша реальность говорит сама за себя. Злые помыслы, агрессия, изображения безобразного со значительной скоростью опережают поставленные задачи и цели, и к глубокому сожалению, находят свою целевую аудиторию. Поражает тот факт, что инициаторы вышесказанного, преследуя свои прагматические цели, с легкостью находят журналистов, готовых пренебречь всеми принципами этики ради личной выгоды. Ведь такие журналисты руководствуются единым принципом «чем больше крови, тем больше громких заголовков и сводок новостей», и, следовательно, только подливают масло в огонь, порождая вражду и смуту. Однако напомним, что принципы политики медиагрупп и издательств заключаются в сплочении и объединении народа и государства, сохранении целостности государства, устремлении усилий на исключении цензуры печатного материала, и распространения новостей индустрии развлечений. Смею надеяться, что модель новой журналистики подойдет с максимальной ответственностью и чувством здравомыслия к этой проблеме.

Несмотря на тот факт, что объективность является ключевым принципом средств массовой информации, именно этот принцип зачастую подвергается нарушениям. Для соблюдения принципа объективности прежде всего необходимо обладать абсолютным здравомыслием, непоколебимыми профессиональными принципами и чувством глубокой ответственности перед интересами своего народа. К сожалению, традиционная журналистика так и не разрешила дилемму по вопросу должна ли она служить зеркалом общества или ориентиром в стремлениях. И вместо того, чтобы устремится к идеалам, преодолевая препятствия на пути к идеальному обществу, предпочла освещать во всех деталях жизнь общества. В этом отношении журналистика погрузилась в стремление поиска того, что максимально увлекает внимание читателя, развлекая его. А это, как правило интриги, скандальные истории, события криминального характера. Журналисты, придерживающиеся таких принципов, заботятся больше не о качестве своей продукции, а о росте тиража и материальной выгоде, нарушая моральные и этические принципы в том числе всех авраамических религий. В результате мы имеем множество прецедентов тонко спланированных медиаскандалов, грязной лжи и клеветы.

Не совсем верным будет обобщение о том, что только журналисты формируют общество, или, что журналистика непосредственно влияет на деградацию общества. Всем известно, что существует прямая взаимосвязь между обществом и средствами массовой информации. В обществе, где не соблюдаются или же вообще отсутствуют права человека, гражданские свободы; где чуждо понятие толерантности и межкультурного диалога; где политики заботятся только о личной выгоде и продвижения своих интересов и где царит политика вражды, журналисты волей-неволей воспринимают это как руководство к действию. Развитие и зрелость журналистики в стране напрямую связано с развитием и зрелостью общества. Соответственно для получения положительного результата изменения и реформирование должны происходить одновременно в разных сферах. С этой точки зрения, изменения только в медиасфере не дадут желаемого результата. Необходимо, чтобы в самом обществе активно продвигалась идея соблюдения прав и свобод человека, идея добрососедства, межкультурного и межконфессионального диалога.

Помимо этого, журналисты сталкиваются с рядом других проблем более практического характера. Тенденция к монополизации сектора журналистики, отсутствие прозрачности, ряд обязательств перед заказчиками из индустрии рекламного бизнеса – все это, безусловно, влияет на степень зависимости журналистов от заказчиков. Прискорбным является тот факт, что на сегодняшний день в Турции 29 журналистов пребывают в камерах тюремного заключения. Но еще прискорбней осознавать то, что многие журналисты скованы цепями контрактов и автоцензуры, а это в то время, как заключенные по тюрьмам навсегда остаются свободными сердцем и совестью. Я убежден, в ходе проведения форума «Медиамост между Европой и Азией» будут рассмотрены вышеупомянутые актуальные проблемы журналистики и предложены практические решения и пожелания по их разрешению. Как заказал один из великих турецких мыслителей народы и даже материки, как и люди, способны выстраивать между собою диалог и способны услышать друг друга. Такой диалог возможен посредством средств массовой информации от локальных, федеральных, национальных до международных и глобальных. Результатом такого диалога должно быть стремление выстроить новый качественный уровень уже существующей цивилизации. Этот процесс можно сравнить с диалогом двух интеллектуалов, которые в результате общения получают возможность внутреннего и духовного обогащения, приобретения новых ценностей. Таким образом, в результате медиадиалога между странами, народами и даже материками приобретаются новые ценности, достичь которых самостоятельным путем практически невозможно. Вот с такими мыслями я бы хотел поблагодарить организаторов российско-турецкого форума «Медиамост между Европой и Азией», пожелать плодотворной работы и результативности усилий.