Обзор книги: Саймон Робинсон «Духовность ответственности: Фетхуллах Гюлен и исламская мысль»

Первая глава книги посвящена трагическому делу Флотилии свободы Газы. Позиция Гюлена была, мягко говоря, противоречивой. Это умный ход, потому что с самого начала читатель сталкивается с гюленовской концепцией ответственности перед лицом крайне политического и религиозно окрашенного душераздирающего события.

Что касается лидерства и видения, то мусульманский мир суннитов, похоже, находится в смятении. Ни один из следующих лидеров, Реджеп Тайип Эрдоган, Абдель Фаттах ас-Сиси, Мухаммад бен Салман аль Сауд, Юсуф аль Карадави и Рашед Ганнуши, и это лишь самые известные из них, не предлагают надежного пути продвижения вперед в этом водовороте. Какова позиция Фетхуллаха Гюлена? Книга профессора Робинсона предлагает возможный ответ.

Фетхуллах Гюлен, без сомнения, является одним из самых влиятельных духовных лидеров нашего времени и, возможно, самым важным в суннитском мусульманском мире. Его труды и проповеди и, прежде всего, движение “Хизмет”, вдохновленное его идеями, являются силой, с которой приходится считаться. По словам Грега Бартона, Пола Уэллера и Ихсана Йылмаза, “движение Гюлена является примером вдохновленного исламом общественного движения, которое основывает свою философию на повышении религиозного сознания на индивидуальном уровне и превращении ислама в важную социальную силу в общественной сфере”. Книга Робинсона подтверждает это утверждение.

Робинсон начинает свою книгу такими строками: «Ответственность лежит в основе того, что значит быть человеком. Задача состоит в том, чтобы практиковать это и таким образом стать человеком». Примечательно, что Робинсон выбрал Фетхуллаха Гюлена, человека, находящегося сегодня в центре политического кризиса в Турции, где тысячи его последователей уволены и заключены в тюрьму. Мало того, что он выбрал Гюлена, первая глава книги посвящена трагическому делу Флотилии свободы Газы. Позиция Гюлена была, мягко говоря, противоречивой. Это умный ход, потому что с самого начала читатель сталкивается с гюленовской концепцией ответственности перед лицом крайне политического и религиозно окрашенного душераздирающего события.

Я бы согласился с Робинсоном в том, что труды Гюлена способствуют динамичному, целостному и интерактивному взгляду на ответственность, который рассматривает личную идентичность, свободу действий и свободу во множественных отношениях. Кроме того, его подход обеспечивает эффективную основу, которая соединяет предпринимательство и социальную ответственность, права личности и гражданскую ответственность, индивидуальную и коллективную ответственность, а также теорию, практику и духовность ответственности.

Книга Робинсона показывает, как концепция ответственности Гюлена включает в себя социальную и экологическую ответственность, миростроительство и диалог. Трудно найти мусульманского мыслителя, который внес бы свой вклад в дебаты об исламе, либеральной демократии и секуляризме, как это сделал с дальновидностью Гюлен. Книга обогащает дискуссию, сравнивая Гюлена с известными западными учеными, такими как Пол Рикёр, Джонатан Сакс и Джон Пол Ледерах. Тем не менее, автор не уклоняется от ограничений или слабостей гюленовской концепции ответственности в отношении свободы действий, всеобщей ответственности и социальной ответственности. Кроме того, он критически оценивает то, что Джошуа Хендрикс называет «стратегической неопределенностью и подотчетностью».

Робинсон считает, что для Гюлена ответственность перед Богом лежит в основе его взглядов на ответственность, потому что ответственность основана на антропологии Корана. Человечество заступается за Бога, как наместник, но и стоит перед Богом, в суде. Человечество ответственно и подотчетно Богу на земле и в будущей жизни. Отсюда Гюлен приписывает ответственности три характеристики: 1) свобода воли, как личная автономия, есть дар от Бога, позволяющий человеку играть роль наместника Бога на земле; 2) телеология, то есть люди находятся на земле для выполнения божественной цели и плана; 3) добродетели, потому что ответственность требует кардинальных добродетелей мужества, мудрости, умеренности и справедливости; 4) творческое действие, воплощенное в движении Хизмет. В этом смысле человечество является ярчайшим зеркалом божественного и создано «по лучшим из форм». Духовность Гюлена основана на отношениях с Богом и обеспечивает основу для духовности ответственности, которая является одновременно реляционной, отвечая Богу, потребностям творения и потребностям общества, и сосредоточившись на текущих требованиях к человеку.

Наконец, взгляды Гюлена обеспечивают не просто духовность ответственности, но предполагают, что ответственность лежит в основе духовности. Несмотря на то, что Гюлен не предлагает систематической философии власти, его подход обеспечивает основу для духовности власти. Робинсон начинает с идеи о том, что ответственность лежит в основе того, что значит быть человеком, и заканчивает следующими строками Гюлена: “…и если такие люди могут отразить этот долг служения и ответственности … они будут совершать все дела служения с радостью поклонения и осознавать благодарность за то, что достигли вершины истинно верующих, вершины, которая считается высшим уровнем существования”.

Переведено с Источника: https://www.hizmetstudies.org/commentary/review-spirituality-responsibility-fethullah-gulen-islamic-thought/