Вопрос: Говорят, что исповедовать религию легко, но многим это не кажется таковым. Не могли бы вы объяснить это очевидное противоречие?
Легкость и трудность — понятия относительные. Оно различается в соответствии с личным восприятием и пониманием. Под влиянием привычного образа жизни некоторым людям может быть трудно выполнять определенные религиозные обязанности, которые совсем нетрудно соблюдать. Что касается искренних верующих, достигших уровня довольства в вере, то они без труда соблюдают все деяния, которые кажутся трудными.
Во многих стихах Корана говорится, что религия – это легкость, и что Бог не возложит на своих слуг ответственность за большее, чем они могут вынести. В качестве примера мы можем привести следующие стихи:
“Бог не обременяет душу иначе, как в пределах ее возможностей” (Бакара 2:286).
“…Он не возлагал на вас никаких трудностей в религии” (Хаджж 22:78).
Посланник Аллаха обратил внимание на два существенных качества религии: “Бог послал меня с ханифийей ас-самха” (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 5/266). Смысл ханифийи, упомянутой здесь, заключается в том, что ислам далек от неверия и отождествляет партнеров с Богом, а ислам берет за основу Божественное Единство. Термин самха относится к исламу как религии, основанной на широте, легкости и снисходительности. Точно так же в другом хадисе говорится, что религия на ханифийа ас-самха наиболее любима Богом (Бухари, Иман, 29).
В другом подобном хадисе благородный Пророк утверждает: “Воистину, эта религия легка, и никто никогда не будет перегружать себя религией, кроме того, что она одолеет его…” (Бухари, Иман, 29).
Бог и Его Посланник учат, что религия, построенная на легкости, не должна быть сложной, чтобы обременять людей. Что касается ответственности, то ислам налагает определенные бремена, но их можно нести. Если человек говорит: «Я буду соблюдать какие-то пятьсот единиц молитвы в день, буду поститься всю жизнь, никогда не буду общаться с людьми, не прикоснусь к ручке чужого дома и не буду заниматься воспитанием детей… то это означает, что человек борется с человеческой природой и пытается направить жизнь в неправильное русло. Кто-то, кто находится в состоянии войны с человеческой природой, не может добиться успеха. Тот, кто не пользуется естественным направлением человеческой природы, а плывет против ветра, не может соблюдать основные требования религии. Всемогущий Бог, Который лучше всех знает положение Своих слуг в окружающем их мире, а также то, что они могут или не могут вынести, соответственно возложил на них ответственность за определенные обряды.
Не есть, не спать, полное воздержание от законных мирских удовольствий, проводить всю жизнь в храме и т. д. несовместимы с человеческой природой — и естественными способами вообще — и поэтому невозможно выдержать в течение длительного времени. Коран критикует такую практику:
«После этого Мы послали по их стопам других Наших посланников, и Мы послали Иисуса, сына Марии, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердца тех, кто последовал за ним, нежность и милосердие. А монашество, они ввели его только для того, чтобы искать благоволение Божие – Мы его не предписывали им. Но они не соблюдали его, как того требует его соблюдение. Так Мы даровали тем из них, которые истинно уверовали, их награду, но многие из них были беззаконниками» (Хадид 57: 26-27).
Некоторые христиане добровольно пошли в монашество, хотя им не было велено, но они не могли этого вынести. Когда некоторые сподвижники Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, приняли решение провести всю ночь в молитвах, поститься каждый день и воздерживаться от своей супруги, благородный Пророк не позволил им сделать это. «Я тот, кто больше всего боится Бога и больше всех избегает зла. При этом я иногда соблюдаю пост, а иногда нет. Я молюсь какую-то часть ночи, а какую-то часть сплю и отдыхаю. При этом у меня семейная жизнь.
Тот, кто не идет по этому моему пути (сунне) и отворачивается от него, он не от меня» (Бухари, Никах 1; Муслим Никах 5).
Он направил их к непринужденности и естественности. Это великое благословение и милость для мусульман, что ислам построен на естественном пути, легкости и снисходительности, и что у него нет тяжелой ответственности, которая перегружала бы людей.
Баланс благословения и ответственности
По словам Бадиуззаман Саид Нурси, поклонение совершается не ради будущих благословений, а ради тех благословений, которые уже были дарованы. То есть поклонение и преданность должны совершаться не как средство получения определенных благословений, которых мы хотим, а как благодарность за благословения, которые нам уже были дарованы. Мы уже очень многим обязаны Богу. Из-за этого на нас ложится так много обязанностей. Поэтому, независимо от того, сколько поклонения мы соблюдаем, мы не заплатим за Его благословения на нас. Например, Бог не оставил нас в небытии, но Он привел нас в царство существования. Он даровал нам жизнь. Не останавливаясь на достигнутом, Он сделал нас людьми с разумом и сознанием. Он удостоил нас чести иметь веру. Каждый из них – великое благословение, имеющее свою собственную ценность.
Вдобавок ко всему этому Всемогущий Бог даровал нам бесчисленные благословения. Все эти благословения требуют благодарности себе подобных. Человек несет ответственность служения Возвышенному Творцу, который осыпал его переплетающимися благословениями. Этот пункт должен быть логически принят. Слуга должен знать, что он несет ответственность перед своим Создателем. Человек, который благословлен определенными почестями в мире, знает, что есть определенные обязанности и ответственность, связанные с такой честью. Соответственно, верующие, получившие почести сверх всего остального — что они рабы Божьи и заняли свое место за Посланником Божьим, — осознают ли они величие собственной ответственности и ответственности?
Мукаллафийя (ответственность) и кульфа (бремя) – два арабских слова, происходящих от одного корня. Каждая ответственность в большей или меньшей степени сопряжена с каким-то бременем. А именно, ответственный человек должен иметь дело с определенными проблемами. Однако проблемы, связанные с религиозными обязанностями, не выходят за рамки возможностей человека. Отказ от навязывания «сверх человеческих возможностей» является сущностным признаком религии. Каждая задача в мире имеет свои собственные большие или меньшие трудности. Религиозные обязательства не являются исключением. Несмотря на это, все еще возможно соблюдать обычаи ислама в соответствии с его принципами.
Если немного подробнее остановиться на этом, то соблюдение заповедей религии сопряжено с определенным бременем и вызовом. Например, Посланник Аллаха причисляет “правильное омовение даже в трудных условиях” к деяниям, которые искупают грехи человека и повышают его ранг в глазах Бога (Муслим, Тахара, 41). Другое его утверждение, указывающее на то, что Рай окружен определенными трудностями и (внешне) неприятными вещами, указывает на тот же смысл (Бухари, Рикак 28; Муслим, Джанна 1). Каждый акт поклонения — такой как молитва, пост, благотворительность, жертвоприношение и паломничество — имеет свои трудности. Однако ни один из них не является непосильным бременем для переноски или наблюдения.
С другой стороны, то, что предписывает или запрещает религия, не следует рассматривать в качестве единственного критерия того, несут ли они бремя или нет. Не следует забывать, что эти практики включают в себя так много преимуществ и мудростей, связанных с этим миром и следующим, как в материальном, так и в духовном смысле. Например, воспоминание о Боге и соблюдение поклонения вызывают в человеке такое глубокое удовлетворение и приносят духу этого человека такое облегчение, что эти удовольствия невозможно найти где-либо еще. Коран указывает, что сердца обретут покой и удовлетворение только при памятовании о Боге (Ра’д 13:28).
Несомненно, что каждый акт поклонения имеет гораздо больше преимуществ в отношении индивидуальной, социальной и экономической жизни человека.
Помимо всего этого, от выполнения этих обязанностей зависит достижение человеком вечных благословений в Раю и получение благоволения Бога. Когда поклонение и другие религиозные заповеди рассматриваются вместе со всей их пользой и мудростью, невозможно считать их трудными. Это одно из значений ислама – ханифийа ас-самха.
Переведено с Источника: https://fountainmagazine.com/2022/issue-146-mar-apr-2022/religion-is-ease