В течении всей своей карьеры он поддерживал набожный аскетичный образ жизни, при этом легко общаясь с людьми и оставаясь в хороших отношениях с гражданскими и военными властями, с которыми он сталкивался в ходе этой службы. Он был свидетелем того как молодёжь затягивают в экстремизм и радикальные идеологии, и он стремился отвлечь их своей проповедью. На свои собственные деньги он покупал и распространял опубликованные материалы, чтобы противостоять агрессивно воинствующему атеизму и коммунизму. Он видел, как эрозия традиционных моральных ценностей среди молодежи и образованного сегмента турецкого общества приводит к преступности, политическим и социальным конфликтам. Этот опыт оказал формирующее влияние на его интеллектуальное и общественное лидерство и укрепил его веру в смысл и ценность человеческих существ и жизни.
В 1961 году Фетхуллах Гюлен начал свою обязательную военную службу в Анкаре, а позже был переведен в средиземноморский прибрежный город Искендерун. В Искендеруне его командир поручил ему читать солдатам лекции о вере и морали и, признавая интеллектуальные способности Гюлена, дал ему почитать много западной классики. Гюлен приписывает свое всестороннее знакомство с западной философской мыслью поддержке этого командира. На протяжении всей своей военной службы Гюлен, как и прежде, вел аскетический образ жизни.
В 1963 году, после военной службы, Гюлен прочитал в Эрзуруме серию лекций о Руми. Он также был одним из основателей тамошней антикоммунистической ассоциации, в которой выступал с вечерними лекциями по моральным вопросам. В 1964 году ему был назначен новый пост в Эдирне, где он стал очень влиятельным среди образованной молодежи и простых людей. Воинственно настроенные светские власти были недовольны тем, что он обладает таким влиянием, и хотели, чтобы его уволили. Прежде чем они смогли это сделать, Гюлен оказал им услугу, назначив себя в 1965 году в другой город, Киркларели. Там, в нерабочее время, он организовывал вечерние лекции и беседы. На этом этапе своей карьеры, как и прежде, он не принимал активного участия в партийной политике и учил только моральным ценностям в личных и коллективных делах.
В 1966 году Яшар Тунагур, который знал Гюлена с самого начала его карьеры, стал заместителем главы Управления по делам религий страны и, вступив в должность в Анкаре, назначил Гюлена на должность, которую он сам только что освободил в Измире. 11 марта Гюлена перевели в Амурскую область, где он отвечал за управление мечетью, студенческим кабинетом и пансионом, а также за проповеди в Эгейском регионе. Он продолжал вести аскетический образ жизни. Почти пять лет он жил в маленькой хижине рядом с залом Кестанепазари и не получал платы за свои услуги. Именно в эти годы идеи Гюлена об образовании и служении обществу начали созревать и приобретать определенную форму. С 1969 года он организовывал встречи в кофейнях, читая лекции по всей провинции и в деревнях региона. Он также организовывал летние лагеря для учащихся средних и старших классов.
В Измире, крупнейшей провинции западного побережья Турции, начали появляться выдающиеся выступления Гюлена, а его аудитория расширяться. Он путешествовал из города в город, чтобы читать проповеди в мечетях, выступать на собраниях в различных местах, включая театры и кофейни. Выступая на самые важные темы, начиная от мира и социальной справедливости и заканчивая философским натурализмом, его главной целью всегда оставалось призывать молодое поколение гармонизировать интеллектуальное просвещение с духовностью, основанной на религиозной традиции, и альтруистически служить ближним.
Выступление Гюлена, которое отличалось глубиной знаний, логикой, деликатностью, правильными ссылками и блестящим красноречием, привлекло внимание образованных граждан, включая академическое сообщество и студентов колледжей, а также простых людей по всей стране. Его речи записывались на магнитофон, распространялись даже в деревнях и горячо принимались. Как он откровенно утверждает, он просто думал развить этот общественный авторитет, “хотя он никогда этого не заслуживал”, направляя благие намерения и энергию преданности на позитивный результат.