Фетхуллах Гюлен описывает этот первоначально национальный, а затем общечеловеческий идеал как «собирание вокруг высоких человеческих ценностей» посредством образования и диалога. Что касается этого идеала, Гюлен всегда называл свою функцию в лучшем случае «советником» или «мотиватором». Его аудитория в Измире первоначально послужила семенем для формирования сообщества единомышленников из всех слоев общества, а затем расширилась до граждан самого разного происхождения, включая немусульман, которые разделяют гуманистическое измерение видения Гюлена, если не его исламские корни.
В 1970 году в результате переворота 12 марта был арестован ряд видных мусульман региона, которые поддерживали Мечеть Кестанепазари и связанные с ним мероприятия для молодежи региона. 1 мая Гюлен тоже был арестован и содержался под стражей в течение шести месяцев без предъявления обвинений до своего освобождения 9 ноября. Позже все остальные арестованные также были освобождены, также без предъявления обвинений. На просьбу объяснить эти аресты власти ответили, что они арестовали так много левых, что считают необходимым арестовать некоторых видных мусульман, чтобы их не обвинили в несправедливости. Интересно, что они освободили Гюлена при условии, что он больше не будет читать публичные лекции.
В 1971 году Гюлен оставил свой пост и Мечеть Кестанепазари, но сохранил свой статус уполномоченного государством проповедника. Он начал открывать больше студенческих учебных заведений и пансионов в Эгейском регионе: финансирование для них поступало от местных жителей. Именно в этот момент конкретная группа из примерно ста человек стала восприниматься как группа служения, то есть группа, собравшаяся вокруг гюленовского понимания служения обществу и позитивных действий.
В период с 1972 по 1975 год Гюлен занимал посты проповедника в нескольких городах в регионах Эгейского моря и Мраморного моря, где он продолжал проповедовать и распространять идеи об образовании и этике служения, которые он разработал. Он продолжал создавать общежития для старшеклассников и студентов университетов. В то время возможности получения образования для простых анатолийцев все еще были ограничены, и большинство студенческих общежитий в крупных городах, контролируемых или проникнутых крайне левыми и правыми, кипело в гиперполитизированной атмосфере. Родители в провинциальных городах, чьи дети сдали вступительные экзамены в университеты или городские гимназии, оказались перед дилеммой – отдать заботу о своих детях идеологам или отказать им в дальнейшем обучении и оставить дома. Общежития, созданные Гюленом и его компаньонами, давали родителям возможность отправить своих детей в большие города для продолжения светского образования, защищая их от гиперполитизированной среды. Чтобы поддержать эти образовательные усилия, люди, разделявшие этику служения Гюлена, теперь создали систему стипендий для студентов. Финансирование общежитий и стипендий полностью шло за счет местных общин, среди которых неуклонно распространялась идея Гюлена о служебной этике (хизмет). При поддержке Гюлена, вокруг его рассуждений о позитивных действиях и ответственности простые люди начали мобилизоваться, чтобы противодействовать влиянию насильственных идеологий и последовавших за ними социальных и политических беспорядков на их собственных детей и молодежь в целом. Студенты в общежитиях также начали играть роль в распространении дискурса служения и позитивных действий. Периодически они возвращались в свои родные города и посещали окрестные города и села, рассказывая о своем опыте и идеях, с которыми они столкнулись, сознательно распространяя идею хизмета в регионе. Кроме того, с 1966 года выступления и лекции Гюлена записывались на аудиокассеты и распространялись по всей Турции третьими лицами. Таким образом, через уже существующие сети первичных отношений, этот новый тип общественного действия, деятельность студентов и новую технологию коммуникации хизметовский дискурс становился общенациональным.
В 1974 году в Манисе, где в то время работал Гюлен, были открыты первые подготовительные курсы к университету. До этого доступ к университетскому образованию имели в основном дети из очень богатых и привилегированных семей. Новые курсы в Манисе давали надежду на то, что в будущем у детей из обычных анатолийских семей могут быть лучшие возможности. Укоренилась идея, что при должной поддержке дети из обычных семей могут получить высшее образование и преуспеть в нем. Когда слухи об этих достижениях распространились, в следующем году Гюлена пригласили выступить на серии лекций по всей Турции. Идея сервиса получила широкое признание и прочно укоренилась в различных городах и регионах страны. С этого времени общенациональную мобилизацию людей, привлеченных для поддержки образования и неполитических альтруистических услуг, можно назвать движением – Движением Гюлена.
В 1976 году Духовное управление отправило Гюлена в Борнову, Измир, где располагался один из крупнейших университетов Турции с соответствующим количеством студентов и значительной воинственной активностью, типичной для университетов 1970-х годов. Ему стало известно, что левые группировки занимались рэкетом для вымогательства денег у мелких предпринимателей и владельцев магазинов в городе и преднамеренно нарушали деловую и общественную жизнь общества. Рэкетиры уже убили несколько своих жертв. В своих проповедях Гюлен высказался и призвал тех, кому угрожает рэкет, не поддаваться угрозам и насилию, не реагировать насилием и не усугублять ситуацию. Вместо этого он призвал их сообщить о преступлениях в полицию и расправиться с рэкетирами по надлежащим каналам. Это сообщение привело к угрозам его жизни. В то же время он призвал левых и правых студентов прийти в мечеть и обсудить с ним свои идеи и предложил ответить на любые вопросы, будь то светские или религиозные, которые они ему зададут. Очень многие студенты воспользовались этим предложением. Таким образом, в дополнение к своим ежедневным обязанностям по традиционному религиозному обучению и проповеди, Гюлен посвящал каждый воскресный вечер этим дискуссионным сессиям.
В 1977 году он путешествовал по Северной Европе, посещая и проповедуя среди турецких общин, чтобы повысить их осведомленность о ценностях и образовании и поощрить их к той же хизметской этике позитивных действий и альтруистического служения. Он призвал их как сохранить свои культурные и религиозные ценности, так и интегрироваться в принимающие общества. В свои тридцать шесть лет Гюлен стал одним из трех самых известных и влиятельных проповедников в Турции. Например, однажды в 1977 году, когда премьер-министр, другие министры и государственные деятели пришли на пятничную молитву в Голубой мечети в Стамбуле, политически деликатное событие в Турции, Гюлен был приглашен проповедовать им и остальным прихожанам. .
Гюлен призвал участников Движения заняться издательской деятельностью. Некоторые из его статей и лекций были опубликованы в виде антологий, а группа учителей, вдохновленных его идеями, учредила Фонд учителей для поддержки образования и студентов.
Продолжение следует