ДОКЛАД: ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА ДВИЖЕНИЕМ «ХИЗМЕТ» Часть 3

Как видно, воззрения Гюлена на насильственный экстремизм и терроризм не являются конъюнктурными. Равным образом, они не являются данью моде, а имеют аутентичный и фундаментальный характер. Именно поэтому осуждение

Гюленом подобных актов всегда было недвусмысленным, последовательным, а также превентивным, в том смысле, что он не только порицает насильственный экстремизм, но и, как будет показано в следующем разделе, является сторонником совершенно иной интерпретации, разрушающей т.н. «теологические основания», на которые опираются насильственные экстремисты.

Ниже представлены конкретные примеры реакции Гюлена на определенные события и дискуссионные вопросы, связанные с насильственным экстремизмом:

По поводу казни Джеймса Фоли и остальных: «Я осуждаю жестокие злодеяния, совершаемые террористами ИГИЛ, прикрывающимися ложной религиозной риторикой…Любое нападение, подавление или преследование представителей меньшинств или невинных граждан противоречит принципам Корана и Сунны нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует!».

По поводу обороны Кобани: «Любые формы подавления, преследования или нападения на представителей меньшинств или невинных граждан полностью противоречат учению Корана и Сунне пророка Мухаммеда (с.а.с.) …То, чем занимается [ИГИЛ], является терроризмом, и их деятельность необходимо называть террористической».

«Целью религии является достижение мира, основанного на всеобщих правах человека, силе закона и общечеловеческих ценностях. Интерпретации, противоречащие этому, и в особенности усилия, направленные на разжигание конфликта через искажение религии, противоречат духу религии».

По поводу захвата террористами здания школы в Беслане: “Для Аллаха человеческая жизнь очень важна. Аллах считает ее одной из подлинных ценностей, которые следует охранять, в том числе с помощью, посланной Им веры. По этой причине террор не может быть ни формой какой-либо освободительной борьбы, ни средством достижения какой-либо религиозной цели. Мусульмане должны быть только символом мира и спокойствия. Террорист не может быть мусульманином, а мусульманин — террористом.

Страшные террористические акты последних лет нанесли удар не только по тем регионам, где они были совершены, но и по миру на планете. Поэтому я еще раз гневно осуждаю события, имевшие место в Северной Осетии, входящей в состав России, кем и с какой бы целью они ни были совершены, и вновь проклинаю террор. “

По поводу атак 11 сентября 2001 г.: «Хотелось бы подчеркнуть, что любые акты террора, вне зависимости от того, кто их осуществляет и с какой целью, являются сильнейшим ударом по миру, демократии и человечеству. По этой причине, терроризм никоим образом не может быть одобрен. Террор не является средством к достижению независимости; нельзя его использовать и в борьбе за обретение спасения…Совершенные террористические акты являются наиболее кровавыми и предосудительными. Это не только акт саботажа против США, но и против мира на земле, против всеобщих демократических и общечеловеческих ценностей. Нельзя не назвать тех, кто совершил эти акты, самыми жестокими людьми во всем мире… Терроризм не может быть средством для достижения любой исламской цели, террорист не может быть мусульманином, а истинный мусульманин не может быть террористом».

По поводу взрывов в московском метро: “Никто и ничто никогда не сможет оправдать кощунственные акты терроризма, независимо от их причин и целей. Терроризм уничтожает не только человеческие жизни, которые являются священной и вселенской ценностью, но и подрывает доверие в обществе. Террористические акты являются самым диким деянием на земле, и ни одна вера, ни одна концепция, ни одно мировоззрение не опустились до того, чтобы оправдать их”.

По поводу мусульман, совершающих акты терроризма: «Пророк (с.а.в.) говорит: «человек не прелюбодействует, являясь при этом верующим». Верующий не прелюбодействует. Если же он прелюбодействует, то делает это, не имея веры, по крайней мере, в момент совершения прелюбодеяния. Некоторые ученые интерпретировали это так, что во время прелюбодеяния вера покидает человека, временно выходя из его тела и возвращаясь лишь после завершения указанного акта или после того, как прелюбодей раскается. Это достаточно натянутое толкование, но оно является здравым с точки зрения своего смысла. Человек не может совершать подобные деяния, если он истинно верит в Бога, в будущую жизнь, верит в то, что ему предстоит дать ответ за свои поступки, что существует Рай и Ад. В этом смысле, в момент совершения террористического акта террорист не является верующим мусульманином. И истинный верующий, обладая истинной верой, не может участвовать в террористических актах».

По поводу атак террористов-смертников и Палестины: «Несмотря на огромные трудности в Палестине, атаки террористов-смертников не приемлемы. Мусульманин не должен, закрепив бомбу вокруг талии, взрывать себя в общественных местах, убивая тем самым и других людей».

По поводу фетвы (богословского заключения) Юсуфа аль-Кардави о дозволенности атак террористов-смертников в Израиле: «Отвечая на злодеяния и несправедливости в Палестине, палестинцы принимают участие в террористических актах в качестве смертников. Судя по всему, Кардави заявил, что это дозволено с точки зрения ислама, ибо у них нет иного оружия для борьбы. Я был крайне расстроен, услышав это утверждение Юсуфа аль-Кардави, поскольку он, так же, как Ратиб аль-Наблуси, Саид Рамадан аль-Буты и Хасан аль-Тураби, является известным человеком в мусульманском мире – все они не обычные люди, они широко известны. Говоря о чем-либо, они словно выступают от имени всего мусульманского мира, поэтому это высказывание отрицательно повлияло на ислам. Как он может оправдывать подобные акты? На каком исламском правиле или принципе основывается его мнение? Это не означает, что я призываю быть равнодушными к тому, что там происходит – я сам умираю с каждым, кого я вижу умирающим на земле Палестины. Но подобные действия не соответствуют ни довольству Господа, ни доводам разума».

По поводу групп, объявляющих войну: «Любой мусульманин, имеющий маломальские знания об исламе, знает, что если даже мусульмане потеряли свою независимость, если даже их земли оккупированы, то индивид или группа не могут объявлять войну или созывать людей для участия в ней».

По поводу атак смертников во время законной войны: «Даже во время войны не дозволяется причинять вред невинным людям. Никто не имеет права издать фетву (богословское заключение), противоречащую этому принципу. В исламе нет места террористам-смертникам. Никто не имеет права, закрепив бомбу вокруг талии, взрывать себя в толпе людей, вне зависимости от того, к какой религии принадлежат люди в этой толпе, – люди, против которых направлена эта атака».

По поводу наказаний за терроризм и атаки террористов-смертников в исламе:

«Нельзя использовать террор для достижения исламских целей. С этой точки зрения, истинный мусульманин не может быть террористом, а террорист – мусульманином. Мусульманин не может быть террористом, ибо ислам предполагает серьезнейшее наказание за убийство или преступления против безопасности в этом мире, и серьезнейшее наказание за неверие, придание сотоварищей Господу и, опять-таки, убийство – в жизни будущей. Ислам предостерегает тех, кто намеренно (и противоправным образом) убивает других людей, что им уготована вечная жизнь в Аду».

«Пророк Мухаммед (с.а.с.) говорит: «Придет время, и убийца не будет знать, за что он совершил убийство, а убитый не будет знать, за что он убит». Такое чувство, что шаг за шагом мы приближаемся к этому. Некоторые люди становятся террористами-смертниками и утверждают, что делают это во имя религии. Они это делают из чувства мести, для привлечения внимания; если кто-то взрывает себя, будучи террористом-смертником, то, прошу простить меня, этот человек отправиться прямиком в Ад!».

По поводу пожертвования правами индивида ради прав общества: «Что касается прав человека, то основываясь на принципе равенства прав, ислам считает права индивида настолько же важными, как и права всего общества. Ислам не дозволяет жертвовать одними правами ради других, и в нем существует принцип:

«Если на корабле плывут девять преступников и один невинный человек, то пока он находится на борту, нельзя потопить корабль для наказания девятерых преступников».

По поводу того, что «Хизмет» должен сделать в ответ: «Мы должны изо всех сил постараться поменять взгляды и мнения этих людей по данному вопросу. Представляется, что многого можно достичь, рассказывая людям о нас через усилия по выстраиванию диалога и формированию эмпатического принятия. Ислам не должны представлять те, кто вовлечен в определенные виды деятельности; подобные люди пали жертвой своих эмоций, своей злобы и ненависти».

«Достижение каких-либо целей посредством убийства людей не является методом пророков или друзей Господа. Пророк Мухаммед (с.а.в.) подвергался сильнейшим нападкам и преследованиям в течение тринадцати лет, но не было такого, чтобы он раздавил даже муравья. Он по-человечески ответил и обошелся с этими высокомерными, жестокими и деспотичными людьми. И мы должны научить этих людей этому методу и этому духу, чтобы предотвратить их обращение к терроризму».