ДОКЛАД: ПОЗИТИВНЫЙ КОНТР-НАРРАТИВ ДВИЖЕНИЯ «ХИЗМЕТ» Часть 1

Недостатком традиционной линейной государственной политики, направленной непосредственно на ликвидацию идеологии насильственного экстремизма, является то, что, по своей природе, она и вытекающие из нее меры формулируются в качестве реакции на проблему. Политика, основанная на реагировании, является менее вдохновляющей. Это особенно важно тогда, когда для ее успешной реализации требуется общественная поддержка. Кроме того, такая политика более вероятно будет направлена на безотлагательные и лежащие на поверхности причины проблемы, нежели на ее глубинные и фундаментальные первопричины, поскольку первая задача с большей вероятностью может быть решена в течение одного электорального цикла. Более того, когда объектом политики, основанной на реагировании, является определенная социальная группа (в нашем случае – мусульмане), то ее побочным эффектом может стать превращение указанной социальной группы в «подозрительную общность», или же, как минимум, возникновение у ее членов подобного чувства. А это чревато дальнейшим уменьшением общественной поддержки со стороны тех индивидов и групп, чье участие в решении проблем востребовано в наибольшей степени. Конкретно в рассматриваемом нами случае, следует признать недостатки стандартного подхода линейной государственной политики и вместо него предложить комплексный, фундаментальный, долгосрочный, позитивный и превентивный подход.

«Хизмет», по крайней мере, с точки зрения собственной деятельности, не отстаивает точку зрения о целесообразности борьбы с насильственной экстремистской идеологией или практикой в ходе непосредственного взаимодействия с ними. Напротив, основное исламское учение, которое подкрепляет цели и деятельность движения, опровергает насильственную экстремистскую идеологию, склад ума и практику в результате позитивной деятельности движения, в качестве естественного «побочного продукта». Это основное учение популяризируется среди широкой публики посредством различных   каналов   и   практик   коммуникации.   Основное   учение   движения «Хизмет», равно как те ценности и деятельность, которые оно подкрепляет, носят диаметрально противоположный и взаимоисключающий характер по отношению к тем ценностям и деятельности, которые ассоциируются с насильственным экстремизмом. Поэтому, чем сильнее влияние одного, тем слабее становится другое. Соответственно, цель преодоления экстремизма достигается без ее непосредственного преследования, что позволяет избежать ранее упомянутых ловушек, связанных с политикой, основанной на реагировании. Вдохновленное движением «Хизмет» общество «Dialogue Society» в 2009 г. назвало этот процесс

«Дерадикализация по умолчанию: диалогический подход к искоренению насильственного экстремизма». Основное учение движения «Хизмет», его ценности и деятельность являются эффективными для дерадикализации по умолчанию благодаря нескольким причинам. Во-первых, движение воспринимается как аутентичное, основанное на глубоком, подлинном и здравом прочтении первоисточников ислама в соответствие с устоявшейся исламской методологией построения умозаключений. Наряду с этим, движение является независимым – оно не служит каким-либо политическим интересам или правительствам, напротив – «Хизмет» привержен тому, чем он занимается. Кроме того, по своей сути движение является альтруистическим, а не основанным на карьерном росте (при всей важности профессионального вклада в дело борьбы с насильственным экстремизмом, мнимое «самопожертвование» террористов должно получить отпор со стороны подлинной самоотверженности тех, кто предлагает альтернативный взгляд на мир). И, наконец, как уже отмечалось, движение позитивным и упреждающим образом устанавливает собственную повестку дня, которая формулируется не в оппозиции к чему-либо, и, при этом, обладает мотивирующим и вдохновляющим потенциалом для низового уровня общества, т.е. позволяет решить ту задачу, которая более сложна для анти- экстремистских инициатив и нарративов.