Краткая Биография Фетхуллаха Гюлена: 90е годы и настоящее время

В 1991 году Гюлен снова прекратил проповедовать в больших мечетях. Он чувствовал, что некоторые люди пытались манипулировать или использовать его присутствие и присутствие участников Движения на этих массовых собраниях. Однако он продолжал активно участвовать в общественной жизни, обучая малые группы и принимая участие в коллективных действиях Движения. В 1992 году он отправился в Соединенные Штаты, где встретился с турецкими учеными и общественными деятелями, а также с лидерами других американских религиозных общин. К этому моменту количество школ в Турции, основанных участниками движения Гюлена, достигло более сотни, не считая таких учреждений, как учебные центры и курсы подготовки к университетам. С января 1990 г. участники Движения начали создавать школы и университеты и в Средней Азии, часто работая в довольно тяжелых условиях.
Начиная с 1994 года, Гюлен был пионером в возрождении духа межконфессионального диалога в турецко-мусульманской традиции, которая была забыта в неспокойные годы начала двадцатого века. Фонд журналистов и писателей, почетным президентом которого был Гюлен, организовал серию встреч с участием лидеров религиозных меньшинств в Турции, таких как греческий православный патриарх, армянский православный патриарх, главный раввин Турции, представитель Ватикана в Турции и другие. Платформа «Абант», названная в честь места первой встречи в Болу, Турция, объединила ведущих интеллектуалов из всех уголков политического спектра, левых, атеистов, националистов, религиозных консерваторов и либералов, предусмотрев впервые в новейшей истории Турции место, где такие деятели могли свободно обсуждать общие проблемы всех граждан и насущные социальные проблемы.
В этот период Гюлен становился все более доступным для комментариев и интервью в средствах массовой информации и начал больше общаться с государственными сановниками, чтобы помочь ослабить напряженность, вызванную искусственными дебатами вокруг фантомной угрозы светскому характеру Турецкой республики. Противостояние между военным крылом Совета национальной безопасности и правящей коалицией Партии добродетели и Партии истинного пути в конечном итоге привело к так называемому «постмодернистскому военному перевороту 28 февраля 1997 года», который вынудил коалиционное правительство уйти в отставку и жестко набор мер социальной инженерии, которые новое правительство должно проводить под пристальным военным контролем.
В марте 1999 года по рекомендации своих врачей Фетхуллах Гюлен переехал в США, чтобы получить медицинскую помощь по поводу своего сердечно-сосудистого заболевания. По рекомендации своих врачей Гюлен остался в США, чтобы продолжать получать медицинскую помощь и избежать стресса, вызванного политически напряженной атмосферой постмодернистского военного переворота 28 февраля.
Растущее влияние Фетхуллаха Гюлена и значение гражданского движения, которое он помог создать, обеспокоили некоторые круги в стране, которые извлекали выгоду из закрытого общества с предприятиями, пользующимися поддержкой правительства, монополии на интеллектуальную жизнь и изоляционистского подхода к иностранным делам. Эти круги обвинили Гюлена в наличии долгосрочных политических амбиций и в конечном итоге убедили ультранационалистического прокурора выдвинуть против него обвинения в 2000 году на основе сфабрикованного набора видеоклипов, которые впервые появились в средствах массовой информации в июне 1999 года. Хотя эти обвинения были признаны необоснованными и в конечном итоге сняты в 2008 году, дело вызвало откат в духе межконфессионального и межкультурного диалога, который Гюлен помог возродить.
В настоящее время он живет в ретритном центре в Пенсильвании вместе с группой студентов и ученых. Считается, что это был “хороший” день с точки зрения его здоровья, если он смог провести получасовую беседу, отвечая на посетителей вопросы.
Эта краткая биография в основном основана на биографическом интервью Гюлена “Кючук Дуньям” (Стамбул: Ufuk, 2006), его последних публикациях, серии “Кырык Тести” (7 томов, Стамбул), биографическом анализе Фетхуллаха Гюлена Али Юнала, “Бир Порт Денемеси” (Стамбул: Nil, 2002) и в него включены выдержки из “Главы 2: Историческая справка” книги Мухаммеда Четина “Движение Гюлена: гражданская служба без границ” (Нью-Джерси: Blue Dome, 2008).