Вопрос: Вы являетесь одним из передовых современных исламских мыслителей. Что является важным в ваших работах? По вашему мнению, что вы привнесли в современное понимание ислама? В чем заключается разница между вашими идеями и мыслями других исламских мыслителей, кто работал и жил в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, например, с мыслями Мухаммеда Абдуха?
Ответ: Ответ на четвертый вопрос госпожи Татьяны Филипповой в большой степени отвечает на ваш вопрос. Однако из-за того, что здесь дается конкретный пример Мухаммеда Абдуха и его школы, и значения, которое они имеют, я могу сказать несколько слов о нем и его школе. Период, когда Мухаммед Абдух жил, является периодом значительного спада и колонизации исламского мира. Египет, как вы знаете, находился под английской оккупацией. Поражения мусульман за последние века и господство Европы, особенно Англии и Франции, в науке, технологиях, искусстве и философии, имели определённое влияние на мусульманских интеллектуалов, мыслителей и ученых. Как понятие науки, которое отошло от религии и развилось параллельно позитивизму и материализму, и философские течения, развившиеся опираясь на него, стали причиной появления некоторых волн по отрицанию религии на Западе, так они также повлияли и на сердца и умы в исламском мире. В идеях и подходах к исламу Мухаммеда Абдуха и его школы мы часто замечаем это влияние. В действительности, ислам, который в одинаковой степени является и наукой, и опытом души и сердца, совокупностью теории и практики, то есть молитв, и потребностью в нашей жизни, рассматривается больше как полностью рациональное и позитивное понятие, чем религия как таковая. Другими словами, возвышенные стороны ислама игнорировались. Например, к аятам о загробной жизни подход был, как будто мы уже побывали там, и будто научное развитие достигло своего предела. Иными словами, на многие вопросы подход был с мирской и материальной точек зрения. Эти аяты не воспринимались, так как они объясняются в Коране и, следовательно, счастье или наказание в потусторонней жизни представлялся полностью как душевное или психологическое поощрение, или наказание. Чудеса пророков не воспринимались как логичные, все рассматривалось в причинно-следственных взаимоотношениях, существа за пределами наших зрительных возможностей как шайтан и джинны воспринимались как наши плохие инстинкты и побуждения. Но когда развившаяся в тот же период атомная физика победила механическую физику, все эти подходы потеряли приемлемость. Так же из-за того, что Мухаммед Абдух и его школа рассматривали проблемы исламского мира как политические, общественные и экономические проблемы, и игнорировали депрессии ума, сердца и души, все это впоследствии стало причиной возникновения, особенно в арабо-исламском мире, исламских, политических и общественных идеологических движении.