Межрелигиозный диалог

Ответы на вопросы профессора Леонида Сюкияйнена

Вопрос: Насколько важны в современном мире культура, религия и межрелигиозный диалог? Какую роль в этом диалоге играют ваши мысли? Не означает ли развитие этого диалога, что ислам выходит за пределы своих позиций, отказывается от своих принципов и основ, и принимает ценности Запада? Что такое сила современного ислама? Изолирование от остального мира, желание сохранить неизменяемость своих традиций, готовность принять положительные результаты других культур или обогащение других культур своими ценностями?

Ответ: Я постараюсь ответить на этот вопрос, проясняя одно достаточно важное обстоятельство. Когда говорится ислам, сегодня подразумевается та религия, которая проповедовалась заключительным Божьим Посланником – Пророком Мухаммадом. Коран учит, что религии, проповедуемые и представляемые всеми пророками, в основах своих являются исламом. В течение всей истории человечества все пророки, включая Ибрагима (Авраам), Мусу (Моисеи̮) и Ису (Иисус), посылались с одинаковыми принципами веры, одинаковыми принципами поклонения Всевышнему Творцу, одинаковыми правилами поведения и одинаковыми положениями морали. Верить каждому из этих пророков является для нас одним из основ веры. Различие состоит в предписаниях (хукм) и правилах (каида), касающихся второстепенных вопросов, где происходили вынужденные изменения во времени, условиях и меняющейся жизни. Исламская религия, которая роповедовалась Пророком Мухаммадом, является самым совершенным и окончательным видом религии, и которая не нуждается в появлении новых пророков. В одном хадисе говорится: «Мудрость – это утерянная свойство мумина, он принимает ее где бы он не нашёл ее». Ведь культура и цивилизация современного мира не против всесторонне религии, не против ислама! В нем есть много подлинных элементов, перешедших к нему из иудаизма и христианства. Сегодня мы можем найти, и действительно находим, много вещей, которые лежат в основе ислама, но были утеряны нами в нашей истории, или которые мы перестали представлять и практиковать из-за утери способности представлять и практиковать их, то есть наши утерянные мудрости, в современной культуре и цивилизации. Например, исследовательский энтузиазм и любовь к науке, поиску истины, тщательному изучению Вселенной, оптимальному использованию или распределению времени, которая, к сожалению, игнорируется в мусульманском мире, и разделению труда. Энтузиазм и любовь также и к способности и возможности сотрудничества в делах, качественной и, по возможности, безошибочной работе, и основательной работе, ведению дел без обмана и упования на легкий и быстрый заработок. Все это является непосредственным повелением ислама, но мусульманский мир веками игнорирует и теряет эти ценности и мудрости.

Во-вторых, религия переадресовала многие вопросы нашему уму. Естественно, есть своя причина сотворения ума. Поэтому кто использует его самым лучшим образом, тот и получит свою награду. Мы, как исламский мир, стали игнорировать ум, который одно время использовали в религии и вместе с верой. Начиная с определённого периода времени, Запад очень хорошо использовал его. В таком случае, почему нам тоже не получать пользу от его безвредных для человечества продуктов и результатов! Не то, что стесняться или воздерживаться от него, мы, наоборот, должны воспринимать его как утерянную нами исламскую мудрость.

Еще одно обстоятельство: современный мир и образовавшие его наука и технология не принадлежат только этому миру. Развитию науки в течение всей истории человечества внесли свой вклад каждый народ и каждый материк. Мы все знаем о переходе знаний на Запад. Восемь-девять веков назад, без перерыва, в течение пяти веков исламский мир был впереди всех по всем направлениям науки и знаний. Запад получил от исламского мира науку старого света и цивилизаций, его вековые достижения и через Крестовые походы, и через Андалусию. Он получил не только это, но, конечно, еще больше в рамках отношении̮ с исламским миром. Поэтому, я считаю, что мы, как мусульмане, должны продвигать диалог и сближаться с современным миром. Я лично не вижу в этом ничего плохого и предосудительного, а наоборот, считаю это обязательным не только для моей религии, страны, народа и мусульманского мира, но и для современного мира и всего человечества. Таким образом, человечество познакомится поближе друг с другом, узнает новые ценности и научится различать черное от белого и правду ото лжи. Мусульмане, в течение всей своей истории, никогда не отказывались от совместного проживания с другими народами и представителями разных религии̮. Они жили вместе с ними в соседстве в одном и том же районе, на одной улице. Ислам распространился очень быстро. Почти за одно столетие распространился по всей территории Ближнего Востока и протянулся до Северной Африки, Афганистана и Индии. Как вы хорошо знаете, этот регион является родиной многих старых религий и учений. Ислам столкнулся со всеми этими религиями и философиями. Появились продолжительные интеллектуальные споры между их представителями и мусульманами. Мусульмане никогда не уклонялись от этих споров, не думали препятствовать их объяснениям своих религий и мыслей, и не подавляли их голоса ни через легальные пути, ни через насильственные пути. Наоборот, они сразу пригласили многих еврейских и христианских ученых и интеллектуалов в научные центры, школы-медресе и открывшиеся «дома мудрости», то есть принимали на работу в научные академии и на руководящие позиции. Одно время такая практика действовала и на территории Османского государства. Ислам и мусульмане никогда не боялись действовать таким образом. С точки зрения веры и идей, бояться и действовать по-другому означает, что человек сомневается в своей религии. От сомнений не спастись бегством или уклонением от них. Для избавления от сомнений требуется их тщательный анализ и понимание. Таким образом, мы, мусульмане, должны не уклоняться от диалога и совместного проживания с другими, а хорошо знать свою религию, правильно представлять ее, и хотеть жить вместе со всеми, независимо от религии, культуры и цивилизации.