Фетхуллах Гюлен: “Необходимо повышать иммунитет сознания молодого поколения мусульман”

В газете Politico напечатана статья Фетхуллаха Гюлена с заголовком «Необходимо повышать иммунитет сознания молодого поколения мусульман, чтобы они не угодили в сети террористов». Он говорит: «чтобы ни утверждали и не заявляли такого рода преступные сообщества – они, прикрывая свои политические цели религией, очерняют светлый лик Ислама, и являются извращением и аномалией (современности)».

Как бы ни называл себя тот, кто целится в невинных граждан, заслуживает единственного звания «бандиты, потерявшие человеческое начало», подчеркивает Гюлен. Он добавляет: «Чтобы не повторились эти бесчеловечные теракты, как это произошло в Лондоне и Манчестере, наша человеческая и духовная обязанность стать частицей борьбы, против этих кровожадных организаций, которые действуют под маской религии».

Нам необходимо усиливать иммунитет (сознания) молодежи чтобы они не угодили в сети террористов

Ответственность за теракты в Лондоне и Манчестере вновь взяла на себя террористическая организация ИГИЛ (запрещена в России). Каким бы именем не называла себя эта кровавая террористическая организация, имеющая на своем счету множество терактов, целью которых становятся гражданские лица, она все также остается преступной сетью.

В целях предотвращения таких нападений в будущем, наряду с оказанием содействия и помощи спецслужбам и службам безопасности, сообществу мусульман необходимо постараться перекрыть все важные каналы влияния этого зла. Ложь и клевета, распространяемые этой, появившейся из остатков иракской Аль-Каиды организации, идет в один ряд с ее такими же жестокими действиями. Упомянув в своем названии слово «Ислам» эта организация запятнала светлый лик религии Ислам, и поэтому, чтобы ни утверждалось, эта организация останется тем извращением и аномалией, где под прикрытием религии достигаются политические цели. Их манеры одеваться, их флагов и лозунгов не достаточно для того, чтобы скрыть совершенное ими предательство в отношении духа Ислама.

Цель, которую могут поддержать мусульмане всего мира –  это лишение основ утверждений террористов, построенных на мифе о якобы имеющемся у них своем государстве. Это одна из главных особенностей этой кровожадной организации в части пропаганды, направленной на молодых людей, которых они хотят привлечь в свои ряды. Однако, не все так просто и в виду многомерности этого вопроса, обычное военное вмешательство не станет решением данной проблемы.

Другая более глубокая проблема, представителем которой является ИГИЛ и подобные организации – это воззвание к чувствам отчужденных от общества молодых людей. Происходит подмена понятий: сопричастность к благородной и высокой цели, а по сути человек становится фидаи –  жертвующим собой во имя тоталитарной идеологии. Эта проблема состоит из религиозной, политической, психо-социальной и экономической составляющих, поэтому ее решение должно быть многосторонним. Необходимо подойти к решению социальных вопросов дискриминации, социального отчуждения и отторжения на уровне государств и всего общества. Важно на международном уровне принимать эффективные решения в отношении таких режимов как в Сирии, который преследует собственный народ. Свои плоды также принесет, если государства Запада будут проводить более нравственную и последовательную внешнюю политику. Мусульмане могут стать частью этих масштабных усилий, но конечно, здесь от нас потребуется особая ответственность.

В настоящее время, наша, как мусульман, архиважная задача – это усилить иммунитет нашего общества, а особенно иммунитет молодежи, против вируса жестокости и террора. Однако, спросили ли мы сами себя о том как так получилось, что наше общество стало удобной почвой чтобы поставлять террористам кадры? Наверняка, существуют внешние проблемы, которые нам необходимо решить, но в первую очередь, мы должны спрашивать с себя, ведь внутренний самоотчет все так же является религиозной обязанностью. Тем более родителям, преподавателям, имамам и лидерам мнений есть, что еще добавить и сделать в этом направлении.

Одно из самых важных вещей, которое нам надлежит выполнить – победить в идейной борьбе радикалов, которые считают насилие законным и применяют его. Общей ошибкой подобных организаций является то, что они выдергивают из общего контекста выражения из Священного Корана и высказывания нашего Пророка (мир ему), комментируют их и вставляют под свои заранее намеченные цели. Идеологи таких группировок берут фрагмент из жизни нашего Пророка (мир ему) или его сподвижников и для оправдания своих намерений и действий используют их как средство к применению.

Против этого можно применять только подход целостного понимания религии, использовать образовательную программу, которая даст понимание каждого отдельно взятого фрагмента в общем контексте. Очень важно разъяснить нашей молодежи, каким образом нашему Пророку (с.а.с.) удалось изменить свое окружение и направить общество от дикости и невежеству к пониманию нравственных принципов Авраамистических религий. Молодежь должна знать дух Священного Корана и философию восприятия мира нашего Пророка (мир ему) иначе, что же они смогут противопоставить против коварных лозунгов этих радикалов. Вероятно, что правительства государств, где проживают мусульмане, могут оказать содействие в этом вопросе, гарантируя верующим людям свободу вероисповедания.

Важный пункт целостного преподавания религии – воспринимать любого человека как священное и искусное творение Аллаха (свят Он и пречист). Во многих аятах Корана Всевышний обращается ко всему человечеству вне зависимости от состояния веры людей. Аллах (свят Он и пречист) говорит о таком отношении к людям следующим образом: «Мы почтили потомков сынов Адама» (17 сура, 70 аят).  В Священном Коране говорится о посягательстве на жизнь невинного человека как о покушении на жизнь всего человечества и указывает нам на преступление (5 сура, 32 аят). Даже в оборонительных войнах наш Пророк не разрешал совершать насилие над любым невооруженным человеком, особенно в отношении женщин, детей и священнослужителей. К тому же, историк Абдуррахман Аззам (Abdurrahman Azzam), с мнением которого я тоже согласен, говорит о том, что все войны нашего Пророка носили оборонительный характер. Самое великое заблуждение – это верить в достижение Райской обители, убивая других.

Другой огромной ошибкой радикалов, которые применяют в наши дни насилие, является попытки перенести 21 век религиозные выводы Средних веков, где политическое соперничество, как правило, шло в разрез с религиозными различиями, а эти понятия отождествлялись. Сегодня, в странах с светским и демократическим строем мусульмане могут свободно соблюдать религиозные обряды и постулаты. Социальная справедливость, верховенство закона, принятие решений на опираясь на мнение большинства и равноправие являются основными мусульманскими ценностями, которые перекликаются с общепринятыми принципами управления государств. Мусульмане в состоянии жить и в качестве граждан страны, в которой живут, могут участвовать в общественной жизни любого демократического государства. И оно, несомненно, так и происходит.

В будущем, в целях профилактики нам необходимо уметь удовлетворять социальные потребности нашей молодежи позитивными способами и направить их энергию в созидательное русло. Здесь можно упомянуть добровольческие молодежные мероприятия и сосредоточить внимание на социально-ориентированные (и гуманитарные) проекты, направленные на оказание помощи пострадавшим от войн и катаклизмов. Такая форма помощи успокоит боль пострадавших людей и будет усиливать положительные чувства молодых, в части их сопричастности к такому благородному проекту. Совместное же участие и сотрудничество с представителями других конфессий и вероисповеданий будет развивать взаимопонимание и взаимоуважение. Таким образом, диалог в рамках таких проектов поможет молодым людям лучше понять их принадлежность не только к определенному религиозному учению, а осознать себя членом одной человеческой расы. Впрочем, любые виды созидательной деятельности в коллективе помогают становлению здоровой личности и развивать нравственные принципы и чувства.

Я горжусь своей принадлежностью и сопричастностью к движению Хизмет, которому, начиная с 1970 года в более чем 150 государствах мира удалось построить более 1000 современных и светских школ, бесплатных курсов, университетов, больниц и гуманитарных фондов. Все эти учреждения являются лишь средством для того, чтобы у молодых людей, молодых профессионалов, руководителей, преподавателей и сотрудников, которые там работают, сформировалась здоровая личность, с развитым чувством сопричастности к созиданию, имелась в жизни мечта. Проекты, в которых участвуют эти молодые люди, остались нетронутыми радикальными группировками, их не смогли втянуть в орбиту насилия. Учреждения, которые занимаются преподаванием нескольких языков и организующие культурные путешествия, помогают личности понять других, развивают гибкость ума и способствуют развитию критического мышления. Образование и  созидательная деятельность в альтернативных проектах – наилучший способ укрепить иммунитет против той нездоровой идеологии, что выставляется перед нашей молодежью радикалами.

Во время исполнения пятикратных намазов и обращений к Создателю мусульмане по многу раз повторяют: «(Господи) Веди нас прямою стезею». В нынешнее время одним из самых важных условий пребывания на этой прямой стезе – это постоянный самоконтроль того, насколько хорошо мы понимаем основы нашей веры, применение этих ценностей в собственной жизни и укрепление иммунитета молодежи против тех внешних влияний, которые противоречат этим ценностям.

Чтобы не повторились эти бесчеловечные теракты, как это произошло недавно в Лондоне и Манчестере, наша человеческая и духовная обязанность стать частицей этой всеобщей борьбы, против этих кровожадных организаций, действующих под маской религии».

Фетхуллах Гюлен для Politico, 2017