Во многих частях мира качество образования, предоставляемого школами Гюлена, относительно высокое, особенно в области физических наук, где имеются высокотехнологичные лаборатории и компьютерные классы. Возможно, здесь уместно пролить больше света на образовательную философию Гюлена. В образовательной философии Гюлена не было какой-то определенной идеологии.
С начала второго тысячелетия движение “Хизмет” (оно же движение Гюлена) стало глобальным объектом интереса для многих ученых в области социальных и политических наук. Добровольный, аполитичный, религиозный и транснациональный характер движения вдохновил множество книг, конференций, семинаров, практикумов и научных статей.
Движение “Хизмет” – это добровольное, вдохновленное верой, транснациональное движение гражданского общества, основанное на принципах и идеях Фетхуллаха Гюлена, классического турецко-мусульманского мыслителя и писателя.
Его взгляды сильно отличались от взглядов других ученых в исламе. Например, он выступал за совместимость исламских ценностей и веры с современной жизнью и наукой и предложил терпимый подход к немусульманам, предлагая общие основы, которые могут быть достигнуты посредством диалога и терпимости. Он призвал людей строить школы вместо мечетей и играть активную роль в обществе, сочетая активность с благочестием, которое Оздалга (ссылаясь на Вебера) определил, как “мирской аскетизм”. Главной характеристикой движения Гюлена – или движения “Хизмет” – является непрерывное служение другим и самоотверженность в добрых делах.
Как заявил Афсаруддин,” Хизмет, служение Богу через свою работу, особенно преподавание, является центральным принципом образовательной философии Фетхуллаха Гюлена и считается показателем “мирского аскетизма” с его стороны”. Таким образом, согласно идеологии движения, путь к спасению достигается не только через традиционные религиозные практики и посещение мечети, но и через альтернативные современные формы исламской деятельности. Гюлен говорит, что согласия Бога можно достичь, служа обществу посредством самодисциплины и тяжелой работы. Поэтому движение уделяет большое внимание хорошим манерам, трудолюбию и общей ответственности перед другими людьми.
Фактически, школы, основанные добровольцами, вдохновленными Гюленом, часто называемые “школами Гюлена”, были названы независимо от личных пожеланий Гюлена, поскольку, по-видимому, нет никакой органической связи между Гюленом и школами, кроме духовной.
Исторически сложилось так, что первые образовательные инициативы были предприняты в Центральной Азии после распада СССР в 1991 году. В основном историческая, языковая и этническая близость к этим странам привлекала добровольцев движения к таким инициативам, которые они считали священным призванием. Вскоре после этого эти инициативы распространились на другие части мира, простираясь от Кавказа до Африки и от России до Филиппин. Добровольцами в этих миссиях были турецкие бизнесмены, учителя и простые люди. Школы, которые они основали, являются светскими и следуют национальной учебной программе страны, в которой они находятся.
Примечательно, что каждая школа является независимым учреждением в том смысле, что административные решения и правила устанавливаются директорами и учителями. Однако средства школ поступают из различных источников, таких как турецкие частные компании или государственная поддержка.
Во многих частях мира качество образования, предоставляемого школами Гюлена, относительно высокое, особенно в области физических наук, где имеются высокотехнологичные лаборатории и компьютерные классы. Возможно, здесь уместно пролить больше света на образовательную философию Гюлена. В образовательной философии Гюлена не было какой-то определенной идеологии. Скорее, был применен более этичный и моральный педагогический подход, при котором преподаватели выступают в качестве образцов для подражания для учащихся. С точки зрения Гюлена, преподавание имеет священную природу, и, соответственно, учителя должны быть оснащены навыками и ценностями, необходимыми для передачи своих знаний ученикам посредством ролевого моделирования.
Для Гюлена наука и вера не “только совместимы, но и дополняют друг друга”. Он представляет себе “Золотое поколение”, чей разум воспитан наукой, а сердце просвещено верой. С этой точки зрения, образовательная философия Гюлена носит всеобъемлющий и гуманитарный характер, и, соответственно, эти школы независимо принимают студентов-мусульман и немусульман.
Фактически, исламская религия не преподается в школах Гюлена, если она не входит в национальную учебную программу, и в школьной программе не наблюдается явных ссылок на ислам. Несмотря на то, что источником вдохновения для возникновения движения является религия, идеал, пропагандируемый в школах, является универсальным и поощряет трудолюбие, терпимость, сострадание и честность. Эти этические кодексы, которые Агаи называет “Исламской этикой образования”, основаны на исламской доктрине; однако их выражение не ограничивается мусульманами. Их гуманитарный и “межконфессиональный” подход – это то, что характеризует школы Гюлена и само движение.
Тем не менее, движение Гюлена подверглось критике со стороны нескольких социологов и политологов. Тот факт, что точное число его членов неизвестно, вызывает сомнения относительно того, имеет ли движение вторую скрытую политическую повестку дня. Некоторые считают движение исламизирующей угрозой для Турции, в то время как другие критики обвиняют движение в наличии антидемократической и иерархической структуры, в рамках которой Гюлен демонстрирует свою всемогущую силу, чтобы заставить своих последователей свергнуть правительство.
Другие источники, такие как отчет Оздалги, предполагают, что эта критика является противодействием образовательным достижениям движения. Тот факт, что не было проведено тщательного анализа положения, статуса добровольцев и их отношений друг с другом, может вызвать сомнения относительно того, выигрывает ли движение от строгой иерархической сети или от ‘децентрализованной полиморфной’ структуры.
Невозможно говорить о точной педагогике Гюлена, используемой во всех школах, открытых теми, кто вдохновлен идеями Гюлена. Даже термин ”Школа Гюлена” кажется проблематичным. Две вещи, которые являются общими для всех этих школ, – это то, что инициатива исходит от тех, кто вдохновлен Гюленом, и что они имеют турецкое происхождение. Контекстуальные факторы почти всегда влияют, и даже школы в пределах одного и того же города могут следовать совершенно разным образовательным траекториям, как в примере школ Люцерны и Школы Этуаль в Брюсселе.
Ф. Зехра Чолак