По своей сути Движение Гюлена – это основанное на вере общественное движение, которое черпает вдохновение в исламских идеалах для укрепления гражданских, моральных и этических целей ислама. Цель состоит в том, чтобы преобразовать отдельных людей и общество таким образом, чтобы произвести “золотое поколение”, которое, в свою очередь, обеспечивает лидерство во всех сферах человеческой жизни. В отличие от других движений, наиболее эффективная парадигма концептуализации “Хизмет” такого необычного сочетания коалиций, координации и различий конвергенции и плюрализма, национальной и транснациональной борьбы является примером образцового массового движения.
Истоки, казалось бы, безымянного гражданско-общественного движения, которое позже стало широко известно, как “Движение Гюлена” или “Движение Хизмет”, восходят к началу 1970-х годов в Турции. Целью Движения является создание “социального блага” во всем мире, которое проявляется в мирной деятельности, такой как содействие диалогу между сообществами, правам человека, любви, терпимости, этике, образованию, проблемам женщин и искоренению нищеты. Оно черпает вдохновение в идеях и мыслях Фетхуллаха Гюлена, мусульманского священнослужителя, известного как “Ходжафенди”.
Движение поддерживает чисто гражданский социальный аспект ислама – в отличие от дискурсов “Ислам и современность” – для универсализации послания Движения, которое в конечном итоге проложило путь к тому, чтобы оно стало транснациональным. “Движение воплощает в себе вдохновленное верой служение, призывающее к миру. Она пропагандирует общечеловеческие ценности, превосходство закона и права человека наряду со свободой убеждений, свободой религии и свободой выражения мнений”.
Являясь главным источником вдохновения движения, Фетхуллах Гюлен рассматривает универсальные ценности человечества как неотъемлемую часть фундаментальной доктрины и ценностей ислама. Его подход к вере опирается на суфизм, и это всегда делало его сторонником человекоцентричного дискурса ислама. Цель этого дискурса – способствовать гражданскому и этическому преобразованию личности и общества в целом, основанному на пророческой модели инсана аль-камиля (совершенного человека).
Гюлен далее подчеркивает, что основная динамика жизни действий и мыслей напрямую связана с нашей духовной жизнью, которая основана на наших религиозных ценностях. Достижение “служения вечности” может быть достигнуто только через служение человечеству. Этот универсальный исламский дискурс Гюлена отвергает необходимость государственных органов как необходимое условие для служения исламу и его интересам. Скорее, он утверждает, что исламу лучше всего можно служить, участвуя в общественно полезных мероприятиях, таких как содействие миру, просвещение, оказание помощи и предоставление медицинских услуг. Гюлен сказал: “Исламу не нужно государство, чтобы выжить; в современную эпоху гражданское общество может самостоятельно поддерживать ислам даже там, где мусульмане не составляют большинства”.
Несмотря на то, что его нынешний национальный опыт на своей родине, в Турции, сильно отличается с точки зрения социальной значимости и политических взаимодействий, на транснациональном уровне вряд ли можно сомневаться в том, что Движение постепенно развило способность решать и мобилизовывать проблемы социального и гражданского характера.
В отличие от многих других исламских модернистских движений, включая салафизм и аль-Нахду в Аравии, движение Мухаммадия в Индонезии, движения Алигарх и Надва в Индии, движение “Хизмет” характеризуется массовым взаимодействием и участием на местном, национальном и транснациональном уровнях. Это взаимодействие и участие привлекли тысячи добровольцев по всему миру и создали глобальную сеть из тысяч социально-культурных учреждений, включая школы, центры обучения, университеты, больницы, центры диалога, благотворительные организации и т.д. Их транснациональные сети, занимающиеся глобальными и местными гражданскими социальными проблемами, расширились, создали альянсы с национальными и наднациональными гражданскими субъектами, включая институты ООН, и повлияли на их взгляды и действия.
Профессор Анвар Алам утверждает:
Транснациональная сеть Движения стала важнейшим аспектом его глобальной деятельности и основной формой организационной связи между местными национальными гражданскими субъектами и трансграничной активностью “Хизмет”. Движение удачно вписывается в теорию Роберта Патнэма о “социальном капитале”, которая относится к “связям между людьми, социальным сетям и нормам взаимности и надежности, которые возникают из них”. Транснациональная сеть “Хизмет” является результатом использования “социального доверия” и “взаимности”.
Таким образом, эти формы движения в рамках “Хизмет” могут характеризоваться добровольными горизонтальными, а иногда и вертикальными моделями координации, которые являются взаимными и асимметричными. В частности, в рамках движения “Хизмет” транснациональная сеть может пониматься как поддержание координации между различными субъектами гражданского общества, включая как организации, так и отдельных лиц, таких как эксперты, расположенные в нескольких странах, на основе общих рамок работы и вложения совместных усилий для общего блага. Поскольку движение основано на вере, решающим фактором, который мотивирует его добровольцев, является, как справедливо заметил Анвар Алам, “встроенная исламская когнитивная структура связи” ихлас-иман-хиджра-дава”, которая обеспечивает мотивационные ресурсы для расширения движения”. Подробно описывая микроструктуру Движения, он заключил: “короче говоря, все движение” Хизмет” основано на неформальном принципе консультаций, доверия, сотрудничества и веры”.
Несмотря на различные точки зрения и точки зрения, Движение процветало как самоорганизованный и самодостаточный игрок на глобальной арене со своими собственными политическими приоритетами и повесткой дня для социально-гражданских изменений. Движение явно транснационально по самой своей природе и по размаху своей активности, которая сводится к утверждению универсальных ценностей. Имея такую яркую картину транснационального характера Движения, можно с полным правом утверждать, что этот транснациональный характер стал причиной того, что Движение не только выжило, но и процветало после так называемой неудавшейся попытки государственного переворота 2016 года и последующей охоты на ведьм и чисток, которые были начаты турецким режимом.
A. Муфаззал