В этой статье мы кратко обобщим некоторые важные черты глобализации, а затем дадим общее описание Движения, его основные характеристики в формировании идеального человека, способного усвоить качества самодисциплины, диалога и понятие хидма (служение человечеству/хизмет). Вопрос о том, как формальная и неформальная образовательная деятельность Движения способствует решению локальных и глобальных проблем, является второй задачей данной статьи. Наконец, как продолжение глобальной образовательной деятельности Движения, статья будет посвящена подходу Гюлена к культурному и религиозному разнообразию и их взаимоотношениям в современных сообществах.
Глобализация
Глобализация имеет многомерные аспекты, поэтому ее нелегко определить. Этот неопределенный характер глобализации тесно связан с экономическими, политическими, социальными, культурными и этическими ценностями земного шара. Для некоторых процесс глобализации является настоящим кошмаром, который порождает разного рода проблемы. Они считают большой угрозой местным традициям и культурам ослабление традиционных границ или внутренней сплоченности сообществ для создания сверх экономических и социальных структур. Эта гомогенизация воспринимается многими критиками глобализации с большой тревогой по поводу того, что локальное теряет свое значение, ценность и растворяется в глобальном. Они твердо верят, что, если она будет продолжаться бесконтрольно, мощное воздействие глобализации устранит различных соперников. Закрытие многих крупных фирм или заводов, неоднозначные законы о бизнесе и маркетинге и ежедневная массовая потеря рабочих мест являются частью использования этого неизбежного инструмента, а именно глобализации.
Основная причина этого недоверия кроется в экономическом дисбалансе между народами мира. Для богатых и развитых стран глобализация — это революция, великий успех западной цивилизации, который нужно распространить по всему миру, но для других — это идеология, которую нужно предотвращать. Согласно второй группе, эта идеология ускоряет скорость изменений в обществах и увеличивает насилие и войны с целью захвата власти, контроля или навязывания власти другим. Похоже, что слаборазвитые страны не играют никакой роли в этом одностороннем проекте глобализации.
Для других глобализация — это уникальный способ двигаться вперед. Достаточно взглянуть только на развитие информационных и массовых технологий, чтобы понять, насколько люди вовлечены в этот неизбежный процесс. Сегодня люди общаются на глобальном языке. Через Интернет они ежедневно переводят большие суммы денег из одной страны в другую. Влияние межгосударственных отношений быстро растет. Этот огромный потенциал глобализации позволяет людям осознать свои общие проблемы. Люди, очень оптимистично настроенные в отношении глобализации, верят, что этот процесс с его огромным технологическим прогрессом принесет всем богатство, свободу, хорошие политические договоренности и демократию, выходящие за рамки местных интересов национальных государств. Следует также помнить, что люди, стремящиеся к глобализации, утверждают, что современные общие проблемы могут быть решены только благодаря глобальной инициативе и предприимчивости.
Между этими двумя радикальными пониманиями глобализации существуют различные дискурсы, в которых провозглашаются более осторожные подходы. Глокализация, я думаю, является одним из важных представителей этого срединного пути. В то время как общество сохраняет свои собственные местные ценности, оно также поддерживает, активно участвует и вносит большой вклад в глобальные ценности.
Если мы примем во внимание дискурс мусульманина о глобализации, то увидим, что он не сильно отличается от современного обсуждения глобализации. Есть крайние скептики, которые считают это серьезной угрозой исламу и заговором против мусульман всего мира. Критика и нападки на ислам повсюду, особенно после распада Советского Союза и масштабной трагедии 11 сентября, приводят многих мусульман к недоверию к глобальному дискурсу глобализации. Кроме того, поскольку мусульманский мир в целом слаб, бессилен и достаточно пассивен перед процессом глобализации, он не вносит существенного вклада ни в современные проблемы, ни в процесс глобализации. Следовательно, он предпочитает держаться подальше от процесса, на который он не имеют никакого влияния. Он также выражает свое недовольство глобализацией, в которой отсутствует духовное и этическое измерение. Это понимание заставляет многих мусульман сосредотачиваться только на своих местах или общинах на земном шаре. Я думаю, что из-за его неспособности охватить весь мир в эту глобальную эпоху многие виды деятельности и политики этого недостаточного подхода не смогут продолжаться долго.
Есть и другие мусульманские интеллектуалы, которые без колебаний приветствуют глобализацию. В отличие от вышеупомянутой группы, эти интеллектуалы выражают свое полное доверие и высокую оценку западных культур и ценностей. Поскольку они считают, что их нынешняя ситуация несовместима с современностью, они ревностно предпочитают форму глобализации сверху для модернизации своих собственных сообществ. Эта уверенность позволяет им принимать то, что они могут получить от стран-лидеров глобализации. Однако кажется, что их безоговорочное принятие глобализации маргинализирует их среди их собственного сообщества.
Живя в мире, который находится в постоянном и быстром изменении, нетрудно догадаться, что будет много и других подходов. Сейчас мы не в состоянии сказать, какой из этих подходов будет преобладать на основании этой изменчивой природы нашего земного шара. Однако, когда мы говорим о мусульманском мире, важно отметить, что существуют разные версии этих подходов к глобализации. К сожалению, позор, вызванный оккупацией, и хрупкий характер войны с терроризмом порождают среди мусульман много противников глобализации. Ситуация также вынуждает многие мусульманские движения устанавливать политическую или военную власть, которая, похоже, не продлится долго.
Движение Гюлена в этом отношении уникально в своем подходе к глобализации. Они открыты для изменений, но также уважают свои собственные традиционные ценности и идентичность. Другими словами, движение Гюлена не демонстрирует антиглобалистского (не реакционного) взгляда, а выработало контрглобалистский (проактивистский) взгляд, который имеет свою собственную печать.
Статья написана Исмаилом Албайраком. Опубликовано в «Искусство сосуществования: новаторская роль Фетхуллаха Гюлена и движения Хизмет».