Фетхуллах Гюлен и его движение
Фетхуллах Гюлен — мусульманский интеллектуал, мыслитель и религиовед. Он родился в Турции в 1941 году. Он вырос в очень религиозной среде. Его первыми учителями были родители. Он освоил Коран и его язык в очень раннем возрасте, а затем продолжил свое традиционное образование в медресе (школе) в разных деревнях своего родного города. Во время учебы в школе он познакомился со студентами Бедиуззамана Саида Нурси и познакомился с коллекциями Рисале-и Нур, в одном отношении «полной» и «современной» исламской школой, которая в значительной степени способствовала его интеллектуальному и духовному становлению. Тем временем он в частном порядке продолжал свое «современное» образование в области науки и философии, литературы и истории.
В 1959 году Гюлен переехал в Эдирне, чтобы работать имамом. Проведя годы в Эдирне, в 1966 году он был назначен учителем Корана в Измире, третьем по величине городе Турции. Эти годы были для него очень плодотворными. Помимо преподавания Корана и арабского языка, он также много путешествовал по эгейской части Турции, выступая с речами на религиозные, социальные и этические темы. В 1970-х годах он стал очень известен как проповедник и уважаемый ученый в Турции. Его отправили в разные города и, наконец, в Борнову, Измир, где он проработал до 12 сентября 1980 года. После выхода на пенсию в 1980 году он неофициально возобновил свои регулярные проповеди в 1986 году и продолжал до начала 1990-х годов. В 1994 году он инициировал «Фонд организации журналистов и писателей», группу, которая способствует диалогу и терпимости между всеми социальными слоями и получила теплый прием почти во всех сферах жизни. Он посетил Ватикан и имел встречу с покойным Папой Иоанном Павлом II в 1998 году. В 1999 году он отправился в Соединенные Штаты для лечения. С тех пор он продолжает жить в США.
Небольшая группа, которая начала формироваться вокруг его мнений, служила людям в свете его советов. Сейчас в этом служении участвуют многие люди из всех слоев общества. Они продолжают служить, не думая о материальном вознаграждении. Они проповедуют, учат и создают частные образовательные учреждения и центры межкультурного диалога по всему миру. Они также издают книги и журналы, а также ежедневные и еженедельные газеты, участвуют в теле- и радиопередачах и финансируют стипендии для бедных студентов. Компании и фонды, созданные людьми с разными мировоззрениями, согласными служить людям, особенно в сфере образования, основали и управляют около 2000 средних и старших школ и более 20 университетов от Англии до Австралии, США и России, и Южная Африка. Гюленовское понимание служения не позволяет рассчитывать ни на материальную, ни на политическую выгоду. Эти ожидания никогда не должны наносить ущерб или загрязнять искренность и чистоту намерений. Эта картина ясно показывает, что с тысячами последователей в Турции и за ее пределами движение Гюлена уже стало частью глобализации.
Основные характеристики движения Гюлена и важность образования
Как мы уже упоминали, многие движения среди мусульманских стран в современный период просуществовали недолго из-за их недальновидной доминирующей политической активности. Принимая во внимание колонизированное и угнетенное положение многих стран в 19-м и 20-м веках, мусульмане обычно производили различные типы антизападных и антисовременных дискурсов в ответ на западные державы. Таким образом, освобождение от Запада было основным требованием, и многие пытались изолироваться от западного влияния. Случай с движением Гюлена совершенно иной. Как отмечают многие исследователи, Движение зародилось в Турции, где до сих пор сохранилось культурное и религиозное (вместе с мистическим) богатство неколонизированного Османского государства. Хотя религия и культура играют важную роль в движении Гюлена, оно не является ни фундаменталистской реакцией на Запад и современность, ни полным их принятием. Как будет показано далее, движение Гюлена представляет собой средний и более сбалансированный путь во многих отношениях. Они открыты для признания вклада других. На самом деле, они очень позитивно относятся к использованию технологий массовой коммуникации в интересах человека и прекрасно понимают, как глобализация стирает границы между народами и часто сближает людей. Вопрос о том, как мусульмане могут участвовать и вносить свой вклад в этот процесс, заключается в их понимании человечества и в их понимании служения человечеству в глобальном масштабе. Чтобы обобщить их общий подход к человечеству, мы должны сначала взглянуть на философию Фетхуллаха Гюлена и ее восприятие.
Для Гюлена ценность нашей древней земли заключается в ее благородных обитателях, а именно в человечестве. Служить этому почетному жителю — наш самый почетный земной долг. Вопрос о том, почему человек очень важен, по Гюлену, заключается в его полном доверии и зависимости от Бога. Поскольку мы любим Бога, мы должны любить и уважать Его лучшее творение. Если человек любит Бога, он чувствует глубокое влечение ко всему Его творению. Эта любовь — не статичное заявление или абстрактное понятие; на самом деле это трансцендентное погружение, происходящее непосредственно из гюленовского понимания ислама. Он считает, что любовь — самое сильное и мощное оружие во вселенной. Мечта об этой всеобщей любви может быть осуществлена только «человеком идеалов». «Идеальный человек» составляет идеальное общество, это добродетельный круг. Гюлен говорит, что их общая черта — горячо любить Бога и задавать себе вопросы о смысле жизни, существования, смерти, служения, своих отношениях с Богом и другими существами, природе греха, награде, почему человечество страдает, где человечество находится. идущий? В конечном счете именно они будут служить человечеству своей особой моралью, духом и разумом.
Гюлен видит в реализации идеалов человека конечную цель человеческого существования. На самом деле он называет их «золотым поколением» и видит в их деятельности на глобальном уровне знак надежды на спасение всего человечества. Потому что они вооружаются такими ценностями, как вера, любовь, уравновешенный взгляд на науку, свободомыслие, свобода, консультации и т. д. Гюлен считает, что они сделают все возможное, пока, наконец, мир не станет раем.
Статья написана Исмаилом Албайраком. Опубликовано в «Искусство сосуществования: новаторская роль Фетхуллаха Гюлена и движения Хизмет».