Помимо образования, еще одной важной деятельностью, инициированной Гюленом в деле глобального мира, является его акцент на понятии толерантности, диалога и межкультурных и межконфессиональных отношений. Диалоговая деятельность является продолжением глобальной образовательной борьбы Гюлена; они также служат воспитанию человечества. Хотя некоторые люди подвергали его жесткой критике, он смело утверждает, что диалог в первую очередь связан с религией и, таким образом, является религиозным долгом. Гюлен постоянно настаивает на религиозном характере встреч, поскольку основные исламские источники советуют мусульманам вступать в диалог с представителями других конфессий. Таким образом, Гюлен говорит, что диалог — это не его изобретение или нововведение, а возрождение наиболее забытого аспекта ислама. Его постоянство в этом отношении очень искреннее: он сказал, что даже если чуткое политическое равновесие в мире тысячу раз изменится, он никогда не прекратит встречи-диалоги; исламские источники разрешают ему только это.
Во-первых, он считает, что плюрализм в нашем современном обществе — это факт, а не проблема. С религиозной точки зрения долг верующих — сохранять это напряжение между тождеством и различием в возникновении глобальных однородностей. Коранический стих ясно отвергает культурную однородность, пропагандируемую господствующей глобализацией: «О человечество! Мы сотворили вас мужчиной и женщиной, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ло! Самый благородный из вас в глазах Аллаха — лучший в поведении (таква)…» Можно с уверенностью предположить, что одно из основных слов Корана, касающееся множественности, содержится в этом аяте. На самом деле, Коран рассматривает разнообразие как одну из самых важных человеческих сил. Тааруф (знание друг друга) следует пересмотреть в контексте необходимости поиска общих оснований для сосуществования различных религиозных и культурных разновидностей. Это ключ, который может открыть двери для межконфессионального диалога. Здесь Коран обращает внимание на равенство в отношении биологии и на общее для всех достоинство. Таким образом, никто не имеет права хвастаться врожденным превосходством над другими.
Таким образом, для Гюлена одной из основных функций образования является содействие межкультурному взаимопониманию. Неспособность принять во внимание разнообразный характер общества в образовании способствует однородному и монокультурному доминированию во многих принимающих культурах. Отрицание или игнорирование разнообразия, которое уже существует в обществе, ведет к искажению представления о других. Эта приверженность является корнем всех беспорядков и социальных конфликтов. В мире, который становится все более и более глобализированным, нужно знать, кто будет его будущим ближайшим соседом. Кроме того, как и соседи, нации нужны друг другу и в глобальном масштабе. Одним из наиболее важных факторов здесь является устранение причин, разделяющих людей, таких как дискриминация по признаку цвета кожи, расы, убеждений и этнической принадлежности. Образование, говорит Гюлен, может искоренить это зло. Твердо придерживаясь этого убеждения, Движение Гюлена прилагает все усилия для продвижения толерантности как внутри Турции, так и за ее пределами. Для Гюлена диалог и толерантность означают принятие каждого человека, независимо от его статуса, и обучение совместной жизни. В связи с этим образование рассматривается как островок единства. В школе нужно учить толерантности и диалогу. Обучение различиям и точное представление незнакомого другого дают возможность двигаться дальше. Гюлен считает, что это ключ к улучшению отношений между народами мира. С религиозной точки зрения, в понимании Гюлена, то, что хорошо для всех, хорошо и в исламе (и других религиях). Образование – это способ передачи этих универсальных ценностей. Воспитание толерантности также способствует солидарности наций и их готовности жить вместе.
В школах Движения Гюлена активно практикуется воспитание толерантности, и справедливо будет сказать, что разнообразие является частью их существующей школьной системы. Во многих странах учащиеся из разных этнических, культурных и религиозных слоев учатся в одной и той же мирной атмосфере этих школ. Например, в Боснии хорватские и сербские студенты, несмотря на то, что их немного, мирно учатся вместе с боснийскими студентами, несмотря на жестокую войну. Это яркое свидетельство того, что школам Движения Гюлена удалось создать несектантскую атмосферу в своей системе образования, не пренебрегая при этом уважением к культурным и религиозным различиям.
Сегодняшний глобальный дискурс учит нас тому, что счастье одного зависит от счастья другого, и многие кризисы в мире можно преодолеть только путем поощрения терпимости и диалога. Для Гюлена диалог обязателен. Но это не означает, что это компромисс или переговоры. Диалог и терпимость также не являются пассивным принятием других. Для Гюлена терпимость — это религиозный долг и добродетель, которую нужно заслужить. Это показатель искренности в вовлечении культурных отношений. Гюлен несколько раз повторяет о важности забыть о мести за прошлое, пренебречь полемикой, исключить ненависть из лексикона. Гюлен просит своих последователей видеть свои собственные ошибки и не замечать ошибок других. Неразумно диктовать, во что вы верите, но похвально слушать других, чтобы понимать их или учиться у них. Поэтому уважение культурных, религиозных и социальных различий имеет решающее значение в воспитании толерантности. Гюлен искренне верит, что существующие культуры и религии могут способствовать миру во всем мире при условии, что современные люди серьезно относятся к воспитанию толерантности.
Сегодня в каждой школе Движения воспитание толерантности преподается комплексно, включая взаимодействие как учащихся-педагогов, так и их семей. Точно так же этому учат на хороших примерах, которые прокладывают путь к взаимным и уважительным отношениям. Усвоив значение воспитания толерантности, учителя передают это понимание своим ученикам. Помимо школ, за последние десять лет произошел большой взрыв в создании культурных и межконфессиональных центров для поощрения диалога и терпимости. Строители мостов Движения Гюлена почувствовали потребность в общем обучении межкультурной деятельности и вышли за рамки школ, чтобы удовлетворить эту потребность. Эти центры дополняют школьное образование и оказали большое влияние на внутреннюю сплоченность общества. Кроме того, эти центры также способствуют интеграции меньшинств в разных странах без потери их собственной идентичности и культуры.
Гюлен с оптимизмом смотрит в будущее этой деятельности и ее вклада в глобальный мир. Однако он также очень осторожен, чтобы не называть диалоговую деятельность своих последователей. Он утверждает, что это непрекращающийся процесс, и будущее покажет, насколько это выгодно. Он также уверен, что люди будут очень надеяться увидеть будущее, общее дело трех авраамических религий, происходящих из одного корня. Таким образом, для Гюлена это глобальная ответственность, и последователи этих великих традиций должны собраться вместе и попытаться построить точки соприкосновения между различными обществами. Эта общая основа, терпимость, диалог и мир, залечат большинство наших нынешних ран как глобальной нации. Как и его предшественник, Гюлен видит перед человечеством три великие болезни: невежество, бедность и внутренний раскол. Знание, капитальный труд и объединение могут бороться с этим. Однако среди них невежество является самой серьезной болезнью; ему нужно противопоставить образование, которое всегда было важным способом служения своей стране. Теперь, когда мы живем в глобальной деревне, образование — лучший способ служить человечеству и наладить диалог с другими цивилизациями.
Сегодня, несмотря на множество добрых дел самоотверженных людей во всем мире, по-прежнему много тех, кто борется силой, нетерпимостью между различными внутри- и интернациональными группами. Я думаю, что после 11 сентября ислам и мусульмане сильно пострадали от этой глобальной дезинформации. Война против терроризма превращается в войну против мусульман, и большинство мусульман рассматриваются как террористы или большинство террористов рассматриваются как мусульмане. Точно так же ислам становится подзаголовком терроризма и ассоциируется с насилием. Усилия некоторых СМИ и ошибки отдельных лиц еще больше подрывают имидж мусульман и ислама во всем мире. То, с чем мы сталкиваемся сегодня, на самом деле является столкновением невежества, а не столкновением цивилизации. Гюлен искренне считает, что если кто-то хочет завоевать сердца подавленных людей, хочет решить конфликт, то самым надежным прибежищем являются образование и диалог. К сожалению, насилие питает насилие. Это экспериментально доказанный факт. Его легко разрушить, но очень трудно восстановить. Сегодня сплоченность наших мультикультурных обществ зависит от этого взаимопонимания, активного участия в сотрудничестве между сообществами и уважения друг друга. По словам Гюлена, это религиозный долг, и мы несем ответственность за подготовку нашего будущего мира в этом отношении. В сотнях школ и многих межкультурных центрах Движение Гюлена пытается установить общий язык для лучшего понимания.
Заключение
Сейчас общепризнанный факт, что последние два столетия сблизили людей для более активного общения. Это образование известно сегодня как глобализация. Из-за невероятного развития в различных областях нашего современного мира каждый должен серьезно относиться к понятию глобализации. В мусульманском мире движение Гюлена представляет собой один из лучших примеров в этом отношении. Осознавая важность глобализации, они также готовятся к опасности заблуждений в понимании глобализации. Таким образом, они не являются реакционерами какого-либо глобального или современного развития, и в равной степени они не пассивны, легко подвержены влиянию доминирующего характера глобальной деятельности.
Как кратко изложено выше, срединный путь является главной характеристикой движения Гюлена. Движение осознает глобальные вопросы и проблемы и искренне верит, что эти проблемы можно решить только глобальным сотрудничеством. Здесь они пытаются развивать чувство культуры, основанное на турецком исламе и анатолийском суфизме, чтобы сохранить свою идентичность, но в то же время они готовы и открыты для новых изменений. На этом этапе образование, нравственное развитие, духовность и толерантность-диалог играют важную роль. Отсутствие любого из этих понятий может привести очень цивилизованное движение к власти или тирании. К сожалению, многие авторитарные программы не могли принести обществам мира и материально-духовного развития. Системы, которые не признают никаких этических ценностей и зависят исключительно от власти, не могут способствовать глобальному прогрессу всего человечества. Непрекращающиеся войны в начале третьего тысячелетия показали, что управлять людьми, убивая или подавляя их, невозможно. Таким образом, необходимо развитие глобального движения, которое охватывает или окружает человека во всех измерениях. Для этого нет мгновенного решения. Гюлен и его последователи выбрали образование и межкультурные встречи для формирования нового мужчины и женщины (идеальный человек/аль-инсан аль-камиль). Это не жесткое образовательное движение. Делая упор на репрезентативность (тамтил), учителя Движения прилагают огромные усилия, чтобы показать учащимся, как усвоить ценности морали и терпимости. Поскольку отсутствие веры и этических ценностей является причиной и корнем всех конфликтов и проблем в мире, смысл существования Движения Гюлена состоит в том, чтобы создать среду, в которой сердце и разум ученика одновременно удовлетворены. Таким образом, Движение пытается приручить чрезмерный позитивизм, делая акцент на внутренних и духовных измерениях ислама. Но это не эксклюзивистский подход, хотя он черпает свою силу из исламской веры. Что касается глобализации, их девиз «Поскольку мы любим Творца, мы любим все Его творения» является отправной точкой, и каждый мусульманин считается братом по вере, а представители других конфессий считаются братьями по творению. Таким образом, количество сестринских школ и центров диалога в более чем ста пятидесяти странах вместе с различными взаимодействиями являются лучшим способом служить гражданам земного шара. Они активно практикуют глобализацию и вносят свой вклад в осовременивание и модернизацию мусульман, не теряя своей веры ни в каких деталях и без какой-либо скрытой политической или идеологической программы. Поскольку люди являются потенциально уважаемыми существами и они способны достичь чего-то, Движение Гюлена очень оптимистично смотрит в будущее земного шара. Пока мы сохраняем цивилизованную, справедливую и свободную атмосферу, чтобы проложить путь к образованию привилегированных и обездоленных людей, нет никаких препятствий для превращения мира в рай.
Статья написана Исмаилом Албайраком. Опубликовано в «Искусство сосуществования: новаторская роль Фетхуллаха Гюлена и движения Хизмет».