Это вторая публикация в серии «Мысль и практика», первой из которых является «Диалог Гюлена». Цель серии – способствовать более детальному пониманию идей и практики «Хизмет» по важным современным проблемам, таким как борьба с насильственным экстремизмом, курдский вопрос или политический ислам.
Этот отчет предназначен для исследователей, политиков и средств массовой информации, заинтересованных в разработке политики и стратегий по предотвращению насильственного экстремизма.
«Хизмет» – это вдохновленное исламом массовое движение гражданского общества, представленное более чем в 160 странах, основное учение, практика и опровержения насильственного экстремизма которого основаны на его четкой интерпретации Корана и Сунны. Поэтому вопрос о том, что думает «Хизмет» о насильственном экстремизме и как она реагирует на него, наиболее актуален для тех, кто занимается этим вопросом.
В первой части этой публикации рассматриваются теологические опровержения «Хизмет» насильственного экстремизма, которые претендуют на исламское оправдание. Во второй части рассматриваются основные учения «Хизмет», которые лежат в основе ее ценностей и практики и выступают в качестве позитивного контраргумента, подрывающего в процессе идеологию насильственного экстремизма. В третьей части рассматриваются каналы и конвейеры, с помощью которых «Хизмет» популяризирует этот контраргумент среди более широкой мусульманской общественности. В заключении эти три части объединяются, демонстрируя, как они подрывают идеологию насильственного экстремизма и устраняют некоторые из ее коренных причин. Наконец, публикация завершается некоторыми рекомендациями для «Хизмет» и других заинтересованных сторон.
«Хизмет» не пытается победить идеологию или практику насильственного экстремизма, встречаясь с ними лицом к лицу. Скорее, основные исламские учения, лежащие в основе его ценностей и активности, отрицают идеологию, мышление и практику насильственного экстремизма как естественный побочный продукт и результат по умолчанию его позитивной работы. Эти основные учения популяризируются среди широкой общественности с помощью ряда каналов и практик, действующих как конвейеры. Основные учения «Хизмет», ценности и активность, лежащие в их основе, диаметрально противоположны и взаимоисключающие с теми, которые связаны с насильственным экстремизмом; поэтому, чем сильнее становится одно, тем слабее становится другое. Соответственно, цель победы над экстремизмом достигается без прямого и агрессивного преследования, что позволяет избежать ловушек, связанных с реактивностью – отсюда и термин “дерадикализация по умолчанию”.
Взгляды исламского ученого Фетхуллаха Гюлена на насильственный экстремизм и терроризм не конъюнктурны, а подлинны и фундаментальны. Его осуждение подобных актов было недвусмысленным, последовательным, а также активным, поскольку он и «Хизмет» совместно разрабатывают и распространяют позитивный контраргумент, подрывающий идеологию и мировоззрение насильственного экстремизма. В публикации рассматриваются основополагающие взгляды Гюлена на неприятие насильственного экстремизма, а также исследуются его взгляды на более противоречивые и конкретные дебаты и вопросы по этой теме, включая группы, объявляющие войну, законность нападений на невинных гражданских лиц, атаки смертников, Исламское государство и дихотомическое мировоззрение дар аль-Харб и дар аль-Ислам.
В заключение отчета предлагаются три рекомендации «Хизмет» и другим заинтересованным сторонам о том, как наилучшим образом оптимизировать подход «Хизмет» к искоренению насильственного экстремизма. Отмечается, что убедительным для новичков является не только содержание приведенных аргументов, но и эмоциональная упаковка и подготовка, с которой они преподносятся, и что преимущество теологии и практики «Хизмет» заключается в том, что они рассматривают оба аспекта вместе.
Об авторах
Исмаил Месут Сезгин, Исполнительный директор, Центр исследований Хизмет
Исмаил Месут Сезгин защитил докторскую диссертацию в Университете Лидса Беккета на тему “Моральная ответственность и ислам” и является исполнительным директором Центра исследований Хизмет. Он является научным сотрудником в области религии и общества в колледже Риджентс-Парк в Оксфорде и научным сотрудником в Центре управления, лидерства и глобальной ответственности в бизнес-школе Лидса.
Озкан Келес, Академик и председатель Общества диалога
Озкан – не практикующий адвокат и член Почетного общества Грейс Инн. Он является председателем Общества диалога; был исполнительным председателем той же организации; ответственный редактор рецензируемого раз в два года академического журнала по изучению диалога и кандидат наук по социологии прав человека в Университете Сассекса.
Источник: https://www.hizmetstudies.org/publication/report/hizmet-approach-rooting-violent-extremism/