Является ли г-н Фетхуллах Гюлен исламистом?
В последнее время в некоторых новостных статьях г-на Фетхуллаха Гюлена называют исламистом. Жизнь г-на Гюлена, его мнения в его выступлениях и письмах, а также его действия в образовательных и ориентированных на диалог инициативах показывают, что такое описание является неточным. Более точный титул для г-на Гюлена – мусульманский ученый, проповедник или общественный деятель, а не исламист.
Термины “Исламизм” (исламистский), “исламский” и “мусульманин” не должны использоваться взаимозаменяемо. Существует четкое различие между “исламистской мыслью” и “гражданским исламом”. Обе школы мысли отличаются своими взглядами на отношения между государством и обществом. Исламизм – это форма инструментализации ислама отдельными лицами, группами и организациями, преследующими политические цели. В то время как исламистская мысль стремится использовать государственную власть для реализации социальной или политической повестки дня, гражданский ислам выступает против любой формы государственного принуждения к образу жизни. Точнее, исламизм – это политическая идеология, тогда как гражданский ислам – это теология.
Исламизм фокусируется на политической власти, в то время как гражданский ислам фокусируется на духовности и обогащении социальных и гражданских отношений. Для распространения добродетелей и улучшения социальных взаимодействий гражданский ислам опирается на образование и мирные отношения между всеми членами общества.
Использование термина “исламист” в отношении г-на Гюлена служит попыткам связать его с политическими устремлениями. Однако г-н Гюлен открыто критиковал и отвергал идею исламизма. На более чем 20 000 страницах своих работ и 2000 часах своих выступлений и видеозаписей Гюлен никогда не выступал за теократию. Он не поддерживает исламистскую точку зрения о том, что Коран дает политическое руководство. В интервью, опубликованном в журнале “Мусульманский мир”, Гюлен прямо заявляет: “Такая книга [Коран] не должна быть низведена до уровня политического дискурса, и ее не следует считать книгой о политических теориях или формах государства. Рассматривать Коран как инструмент политического дискурса – это большое неуважение к Священной Книге и препятствие, которое мешает людям пользоваться этим глубоким источником божественной благодати”.
Более того, он утверждает, что мусульмане должны коллективно и индивидуально действовать, чтобы гарантировать, что их действия соответствуют демократическим ценностям: “Такое понимание ислама может сыграть важную роль в мусульманском мире, обогащая местные формы демократии и расширяя ее таким образом, чтобы помочь людям развить понимание взаимоотношений между миром и обществом “духовный и материальный миры”.
Наконец, и, возможно, самое главное, г-н Гюлен и добровольцы движения “Хизмет” никогда не имели политических устремлений и никогда не создавали политическую партию. В то время как г-н Гюлен советует людям во всем мире голосовать на выборах, использовать свои демократические права, он проводит четкое различие между участием в политике в качестве гражданина (например, голосовать) и баллотироваться на политическую должность (то есть, заниматься политикой).
Ни г-н Гюлен, ни добровольцы движения “Хизмет” не преследуют скрытой цели занять государственные посты в какой-либо стране. Тем не менее, ничто не может быть более естественным, чем для сторонников “Хизмет” следовать своим личным карьерным целям, в том числе баллотироваться на должность. Другими словами, если какой-либо доброволец из движения “Хизмет” решит баллотироваться или занять политический пост, это автоматически не связывает и не делает “Хизмет” политическим движением. Кроме того, воздержание от участия в политической жизни не является препятствием для построения и поддержания тесных и прочных отношений со всеми членами общества, включая политиков и государственных чиновников.
Наконец, движение “Хизмет” – это общественное движение, которое ценит каждого человека как уникальное творение Бога, стремясь достичь трех всеобъемлющих целей: а) пропаганда образования; б) борьба за справедливость, равенство и равноправие; в) ликвидация бедности.
В этих рамках было бы неправильно и оскорбительно называть Фетхуллаха Гюлена или движение “Хизмет” исламистами.
Источник: https://www.gulenmovement.com/fethullah-gulen-muslim-scholar-preacher-social-advocate.html