Колледж Риджентс-Парк и Оксфордский центр религии и культуры, действующие при Оксфордском университете в Англии, организовали панель «Хизмет, образование и нерадикализация». В выступлениях, сделанных на панели, подчеркивалось, что доктрина и практика движения «Хизмет» представляют собой эффективное противоядие от радикализации и насилия.
В дискуссии, которая проходила в четверг, 26 октября, приняли участие академики и исследователи из семи разных стран. На первом заседании панели обсуждалась динамика движения «Хизмет», не перешедшего к насилию из-за теорий радикализации, несмотря на притеснения и унижения, которые оно пережило за последние 10 лет.
Во второй части сессии пакистанские ученые обсудили вклад школ Хизмет в дело мира в Пакистане и культуру ненасилия, которую они создали в период с 1995 по 2018 год, когда они действовали. На последней сессии были представлены результаты «Исследования вклада формальных и неформальных образовательных учреждений Движения «Хизмет» Великобритании в культуру нерадикализации», которое проводилось в течение двух лет в колледже Риджентс-Парк.
Те, кого назвали террористами, не терроризировали
Доктор Камиль Йылмаз на первом заседании группы представил результаты своего исследования, проведенного в Университете Суонси в Уэльсе под названием «Религиозные и моральные темы, предотвращающие радикализацию в мыслях и действиях Хизмет». Напоминая, что теории радикализации отдают приоритет рискам радикализации, таким как политические преследования, плен, пытки, социальное давление и вынужденная миграция, д-р. Йылмаз отметил, что нерадикализация членов «Хизмет», которые подверглись всему этому, не может быть объяснена существующей теорией.
Йылмаз сказал, что его исследование дает представление о том, как более широкие слои населения могут обрести сопротивление радикализации. Диссертация Йылмаза под названием «Понимание концепции нерадикализации: пример из Турции», подготовленная на основе глубинных интервью с 15 военнослужащими, является первым исследованием, трансформирующим концепцию «нерадикализации» в научную область.
«Ходжафенди спасает ислам от узурпации радикалов, возвращаясь к его корням»
Раввин доктор Яков Наген принял участие в первой сессии со своей презентацией на тему «Хизмет спасает ислам от радикализации, возвращаясь к его справедливости» и отметил, что те, кто прибегает к насилию во имя Аллаха, узурпировали религию. Затем он сказал, что Фетхуллах Гюлен создал барьер против радикализации, вернувшись к основным истокам и корням религии, а не реформируя религию, и что это путь, по которому следует идти. Раввин Наген, «президент Института межконфессионального диалога Ор Тора Стоун Бликл», который уже много лет пытается навести мосты диалога между евреями и мусульманами, подчеркнул, что Мухтерему Ходжафенди удалось изменить не только свое окружение, но и свои собственные взгляды, переработав сущность религии и вступив в контакт с другими. Он заявил, что эту модель, разработанную движением «Хизмет», следует подражать и универсализировать.
Последний спикер первой сессии, Д. Реджеп Доган также объяснил религиозные основы неконфликта и нерадикализации в учении Гюлена. Доган, выступивший перед группой на тему «Глобальный терроризм и исламская радикализация: анализ с точки зрения Фетхуллаха Гюлена», подчеркнул позицию Ходжаэфенди, согласно которой «Мусульмане не могут быть террористами, они не могут одобрять терроризм, и нельзя бороться за независимость или освобождение от террора, который угрожает жизни невинных людей».
Вы когда-нибудь видели, чтобы учитель Хизмет вел роскошную жизнь и использовал разжигание ненависти?
Вторую сессию возглавил бывший преподаватель колледжа Риджентс-Парк проф. Доктор Пол Веллер. Вторая сессия экспертной группы проходило под названием «Дерадикализация через образование: школы PakTürk 1995-2018». На заседании, на котором обсуждался вклад школ PakTürk, работающих в Пакистане, в дело мира в Пакистане и их влияние на предотвращение радикализации, пакистанский академик доктор Сима Ариф произнес речь. Он объяснил, что до создания школ «PakTürk» «школьное образование» использовалось как инструмент радикализации в Пакистане, и заявил, что школы «Хизмет» радикально изменили это восприятие.
Система радикализации медресе и школ «Хизмет» диаметрально противоположна; Исследуя это через ряд переменных, таких как учебная программа, отношения с родителями и внеклассная деятельность, доктор. Ариф сказал, что кредит, полученный в те годы, когда школами PakTürk управляли люди из Хизмета, сегодня используется школами Маарифа, и что любви, которую оставили после себя учителя Хизмет, достаточно даже для периода Маарифа.
«Мы научились быть хорошими родителями у учителей PakTurk»
Журналист-расследователь доктор Навид Ахмад рассказал на заседании о школах «PakTürk» и о том, что поручил обоих своих детей школам «Хизмет». Он заявил, что уровень успешности школ ошеломляет и что они обучают не только учеников, но и родителей. «Мы научились быть хорошими родителями у учителей PakTürk», – сказал Ахмад, добавив, что успех его детей, которые оба сегодня учатся в британских университетах, полностью зависит от учителей PakTürk.
В своей презентации Фарман Улла Анджум, который также является родителем детей, которые ходят в школу PakTurk, и на протяжении многих лет занимал пост президента Совета высшего образования Пакистана, напомнил сцены альтруизма, проявленные учителями школ Хизмет в период, когда школы PakTurk были закрыты. Анджум заявил, что учителя «Хизмет», которых в любой моментмогли депортировать или арестовать в Пакистане, каждую ночь оставались по разным адресам, и даже когда у них не оставалось ничего своего, они брали продуктовые наборы, купленные на пожертвования, собранные родителями и отдали их в детский дом. Затем он задал следующий вопрос: «Теперь я спрашиваю вас, что может быть нормального в том, что эти люди занимают трон в сердцах наших детей?»
«Мы ездили в самые отдаленные горные села, чтобы девочки могли учиться»
Мерал Качмаз, бывший учитель биологии в школах «ПакТюрк», сказал, что школы «Хизмет» открыли кампусы даже в самых слаборазвитых и радикально настроенных регионах Пакистана и посетили горные деревни, чтобы убедить родителей отправить своих девочек на образование. Напомнив лозунг школ PakTürk: «То, чему учат с любовью, никогда не забывается», Качмаз отметил, что их депортировали из Пакистана, где они служили много лет, с наручниками на руках и мешком на голове. В той же камере, пока он находился в тюрьме в Турции и в Джебхету в Сирии, он встретил мать двоих детей, которая присоединилась к рядам ан-Нусры. В тот момент он понял, что все, что они делали в Пакистане, было напрасным.