Египетский ученый Сабр Абдель Фаттах Аль-Мишриф опубликовал очень важную статью, касающуюся идеологии Фетхуллаха Гюлена на ресурсах nesemat.com и zamanarabic.com, а также в арабских СМИ. Сделав очень важные выводы о движении Хизмет и Фетхуллахе Гюлене, Аль-Мишриф отметил, что университет Аль-Азхар, один из самых уважаемых исламских научных центров в мире, а также исламская исследовательская ассоциация изучили работы Гюлена и не нашли никаких противоречий со школой суннитского ислама. Он отметил, что турецкому Министерству по делам религии нет смысла отчитываться и действовать в соответствии с пожеланиями президента Тайипа Эрдогана.
Статья Аль-Мишрифа выглядит следующим образом:
Это лицемерная мораль – выходить за рамки, которые Аллах обозначил, как халяль -допустимыми во время враждебности. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе о лицемерах: «Когда они враждебны, когда они развращены, они выходят из круга халяль». Такие вещи, как предъявление обвинений без доказательств, переполненность жаждой мести, унижение других, предательство и попытка отдалить людей от движения, относятся к числу их самых важных качеств. В то же время эта ситуация противоречит таким понятиям, как достоинство, привязанность и терпимость, которые пропагандирует Ислам.
Если такой момент (обвинения без доказательств) возникает со стороны тех, кто не знаком с основными принципами и толерантностью исламской религии, то это может быть оправдано, но так поступает организация, которая должна стремиться распространять толерантность среди людей, представляя идеи Ислама и проповедуя необходимость быть терпимыми и жить одним обществом в мире, в такой ситуации ничто не может оправдать действия этой организации.
Что произошло с турецким министерством по делам религии?
Министерство по делам религии было образцовым учреждением в тот период, когда оно осуществляло программы по повышению нравственности общества, особенно по спасению молодежи от различных бед, таких как наркотики, и по поддержке положительной деятельности, осуществляемой организациями гражданского общества. Хотя в течение некоторого времени Министерство по делам религии держалось в стороне от политических движений в стране, сейчас они погрузились в уродливое болото внутренней политики. Они оказались готовы организовывать социальные и духовные заговоры против всех тех, кто был не согласен с режимом. Вплоть до того, что они организовали группы для конференций с целью опорочить врагов политического режима, используя финансовые ресурсы фонда. Однако вся их деятельность основана на лжи и клевете, что очевидно даже при самом обозленном взгляде.
Те, кто следит за событиями в Турции, знают, что это вполне естественно, что Министерство по делам религии поддерживает клевету Эрдогана по отношению к движению Хизмет. Однако это непонятно и неразумно со стороны Эрдогана публично перед камерами характеризовать движение Хизмет как извращенное сообщество и критиковать господина Гюлена как ученого.
Странно, что они даже не стыдятся, пытаясь таким образом обмануть людей. Потому что до недавнего времени они хвалили работу господина Гюлена и движения Хизмет и старались участвовать во всех их мероприятиях.
Бог сделал меня свидетелем этих двух периодов. Журналы Yeni Umit и Hira дали мне возможность участвовать в программах, организованных во многих провинциях Турции, таких как Стамбул, Газиантеп и Измир. Я подготовил много докладов об этих конференциях. Самым ярким аспектом этих программ было участие религиозных деятелей из всех стран мира. В первых рядах этих участников было также турецкое Министерство по делам религии, а также другие видные деятели и политические лидеры, выступавшие от имени Турции. Они выступали со вступительными речами и высоко оценили деятельность движения Хизмет, которая продолжается уже сорок лет. Особенно они отмечали личность господина Гюлена как ученого и его вклад в гражданское общество.
Господин Гюлен глазами Арабской интеллигенции
В одной из своих статей я проанализировал дискурсы господина Гюлена во время прошлого кризиса и отметил, что господин Гюлен не только не был тайной личностью, но и был одним из самых выдающихся турецких деятелей в мире. Поэтому его жизнь, его прошлое, его взгляды и его беседы с различными слоями общества, его проповеди, лекции, интервью, его работы и опубликованные статьи открыты для публики. Все, особенно те, кто любит и симпатизирует ему, стараются следовать за ним. Эти работы печатаются в Каире после одобрения Исламской исследовательской ассоциации, которая является филиалом Университета Аль-Азхар. Ассоциация исламских исследований опубликовала сообщения о том, что работы господина Гюлена никоим образом не противоречат идее пути Пророка и суннитского ислама. Большая часть этих работ культивируется арабскими интеллектуалами, и состоялось множество конференций, дискуссионных форумов и встреч, связанных с этими работами. Одной из наиболее важных из таких встреч стала конференция под названием “Будущее реформ в исламском мире и Фетхуллах Гюлен”, состоявшаяся в рамках Лиги арабских государств в 2009 году. На этой конференции присутствовали многие важные деятели из Египта, а также представители различных географических регионов и лидеры общественного мнения. На этой конференции мнения об идеях и личности господина Гюлена были следующими.
• Следует искать ответы на вопросы: “Кто мы и кто другие? Как следует налаживать диалог с другими участниками?”. Те, кто исследует движение Гюлена, могут найти ключи, чтобы решить эти задачи. (Ахмед Тайиб-Аль-Азхар Шейх).
• Преданность Фетхуллаха Гюлена Исламу, турецкой истории, культуре и традициям своего народа, на мой взгляд, все это отражает его опыт социальной и религиозной приверженности общечеловеческим ценностям, преобладающим в Исламской географии. Тот факт, что господин Гюлен перенял соответствующие идеи от западных интеллектуалов в рамках ограничений исламской культуры и верований, внес большой вклад в эту культуру. Одним из наиболее важных ключей к пониманию его деятельности является то, что он занимается исламской культурой, распространяя ее через формальное образование, сочетая религиозное и обычное образование. Хизмет – это движение, которое должно быть принято и применено в нашей географии, с извлечением пользы из сферы образования. Мы должны ответить на этот призыв (заместитель министра-Тарик аль-Бишри-Египет).
Более того, ученые и энтузиасты из разных уголков мира с похвалой отзывались о личности, творчестве и движении Хизмет господина Гюлена. Один из них – Мухаммад Имара, исламский мыслитель и писатель. Он говорит следующее: поскольку ум – это свет, помещенный в сердце нашей исламской цивилизации, а достоинство господина Гюлена – это плод нашей цивилизации, он собрал вместе мудрость, ум, благоразумие и сердце. Потому что Коран определяет его метод в его жизни и идеях. Его жизнь – это чистое слово, его оригинальные мысли услышаны, ветви его идей подобны дереву, которое раскинулось повсюду и приносит плоды во все времена с позволения Аллаха. Поскольку откровение Корана всегда было связано с верой и делами, этот благочестивый ученый вместе со своими соратниками превратил слова в великие дела и плодородные жизни и раскрыл их, подобно цветам, по всему миру, в котором мы живем.
Глазами других людей, жизнь господина Гюлена показывает нам, что он никогда не изменял своим принципам с первого дня и по сей день и что он идет по единственному пути. Он приглашает, призывает присоединится к Исламу, как и прежде. Он является муджаддидом (реформатором, обновителем) в вопросе применения исламского дискурса в современную эпоху и никогда не пересекал границы. Несмотря на то, что в Турции был период колебаний философских и интеллектуальных течений, господин Гюлен всегда был верен своему пути. Кроме Того, господин Гюлен изучил различные интеллектуальные и философские течения (правые, левые, религиозные, либеральные, коммунистические, националистические) в своей стране и за рубежом, и его можно считать человеком, знакомым со всеми проблемами веры и существования, стоящих перед человечеством. Из его конференций и книг, которые он написал в конце шестидесятых годов, следует, что господин Гюлен понимал эти вопросы глубоко и успешно обсуждал их. Одна из них – это книга «Сомнения, порожденные веком», а другая – «Теория эволюции и факт сотворения». «В этих работах мы видим, что теории, которые долгое время существовали в мире, были разбиты как неверные благодаря науке, религии и логики. В течение многих лет человечество использовало эти теории в политических и философских целях. Еще одна работа, написанная господином Гюленом в этой области, – «Метафизическое измерение бытия» и «Человек в депрессии».
Почему книги господина Гюлена запрещены в Турции?
Как уже упоминалось ранее, многие ученые, исследователи и мыслители читали книги господина Гюлена, посещали конференции и дискуссии, а затем делились своими взглядами и впечатлениями о движении Хизмет. Статьи, связанные с движением Хизмет, можно найти на этом сайте: www.nesemat.com.
По этой причине первой задачей турецкого правительства и связанного с ним Министерства по делам религии было запретить публикацию книг господина Гюлена и ограничить доступ к средствам массовой информации, связанным с движением Хизмет. Но все религиозные книги и издания в Турции имеют разное содержание. Главный вопрос здесь – это разоблачение необоснованной лжи и обвинений, выдвигаемых режимом и Министерством по делам религии.
Господин Гюлен – ханафитский мусульманин-суннит
В качестве источников знаний и мудрости он рассматривал великих ученых, которые жили в Турции и обладали научными ресурсами, принадлежащими шейхам и лидерам общественного мнения. Многие исследователи писали об источниках знаний господина Гюлена. Сулайман Ашрати, алжирский муфтий, суммировал их в трех основных источниках. Во-первых, это Коран, сунна и суфизм. Второй источник – это современная мировая культура и знания. Третий – это историческое знание и исторический опыт цивилизаций.
Многие авторы в Исламском и арабском мире писали статьи, связанные с господином Гюленом и его движением. Один из самых выдающихся марокканских ученых Фарид Аль Ансари в своем романе «Возвращение кавалерии» писал о жизни господина Гюлена. Точно так же о жизни господина Гюлена писали египетский мыслитель Абдулхалим Увейс, Иракский литературовед Эдип Эддеббаг, Сулейман Ашрати и многие другие ученые. Движение Гюлена показано как пример для развития общины и общества через коммюнике и приглашение.
Помимо этих работ, в некоторых университетах, в том числе в Аль-Азхаре, были опубликованы многие магистерские и докторские диссертации на тему Хизмета и господина Гюлена. Самым последним из них является Магистерская диссертация под названием “Опыт коммюнике Фетхуллаха Гюлена и развитие общин” исследователя Мухаммеда Ясина из Университета Аль-Азхар. Во время защиты диссертации члены совета высоко оценили это движение, подчеркнув, что движение Хизмет, основанное господином Гюленом, соответствует пути Пророка и суннитскому Исламу.
Кроме того, в Университете Аль-Азхар была также написана докторская диссертация на тему “Усилия господина Гюлена в коммюнике”. До этого многие другие диссертации о “движении Хизмет и господине Гюлене” были опубликованы в качестве магистерских и докторских диссертаций в Марокко, Алжире, Йемене, Иордании, Судане, Ливане и других арабских странах.
Взгляды ученых Аль-Азхара на «Бесконечный свет»
Ученые Аль-Азхара очень интересуются работами господина Гюлена. «Бесконечный свет», описывающая благословенную жизнь нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), является одной из популярных книг среди этих ученых. Доктор Фатхи Хиджази, ученый из Аль-Азхара, преподавал эту книгу на своих собственных курсах, и эти занятия были опубликованы на YouTube-канале Аль-Азхара. Кроме того, египетский ученый доктор Али Джума, участвовавший во многих программах, организованных журналами Hira и Yeni Ümit, ответил на обвинения турецкого Министерства по делам религии, похвалил господина Гюлена и движение Хизмет, а также рекомендовал произведения Гюлена своим друзьям.
Беды и трудности, которые испытывают только люди более высокой духовной ступени, – это судьба людей, борющихся за распространение света религии. Они чувствуют боль и горе своего народа больше, чем свое. Они лучше осознают опасность, которая их окружает. Они ищут решения для устранения проблем общества.
Они помогают другим встать на правильный путь и ценят это больше, чем свою собственную жизнь. Они не обращают внимания на тех ненавистников и жестоких тиранов, которые клевещут и обвиняют их в неверности и обмане. Абу Хамид Эль-Газали сказал по этому вопросу следующее: «Не почитайте высоко тех, кому не завидуют и против кого не клевещут». Кто из приглашающих более красив и умен, чем наш Пророк. Чье слово более верно, чем слово Аллаха? Как говорит поэт: «на спасение всех врагов возлагают надежды, а не на злобу врага…».
Источник: https://hizmetnews.com/25191/al-azhar-has-examined-and-approved-all-the-works-of-mr-gulen/