Когда я встретил «джихадиста» – поклонника Ганди в Америке

Судхендра Кулкарни

Фетхуллах Гюлен, турецкий ученый, проживающий в самоизгнании, использует свое движение для пропаганды большого джихада, исламского понятия, которое чаще всего понимают неверно.

Наступил священный месяц Рамадан, и наши братья по вере присоединяются, несомненно, к самому большому коллективному действу на планете – посту и молитве. Прекрасный период празднований в этом году был омрачен пандемией коронавируса, охватившей весь земной шар. И все же его масштабы не ослабевают. Недавно я натолкнулся на глубокое размышление об этом известного суфийского исламского проповедника, возродившее в моей памяти воспоминание о нашей встрече, которая имела место быть несколько лет назад, что и побудило написать данную статью. Но сначала несколько строк из его послания по случаю Рамадана.

“Коронавирус изменил привычный ход Рамадана. Но не способен повлиять на нашу веру в Бога. Каждый из нас должен использовать дополнительное время и пространство, предоставляемое мерами социального дистанцирования из-за пандемии, как возможность для дальнейшего изучения нашей связи с Богом, нашими семьями и нашими основными ценностями. Это время осознания нашей взаимозависимости как наций, сообществ и обитателей глобальной экосистемы — время осознания того, что все мы являемся членами человеческой семьи и каждый из нас имеет возможность проявить истинный потенциал человечества. Когда мы вступаем в этот священный месяц, крайне важно, чтобы мы смотрели вперед с надеждой, а не с отчаянием, которое подавляет людей и прогресс. Человечество в прошлом преодолевало большие трудности и найдет способ преодолеть и этот вызов. Если мы сосредоточимся на возможностях, которые открывает эта пандемия, то сможем сохранить бодрость духа и достичь конца этого туннеля гораздо быстрее.”

Кто этот человек?

Когда я встретил его, первое, что я заметил, было круглое лицо с большим носом. Его голова была покрыта Исламской тюбетейкой, потому что единственная корона, которую он признает, – это корона Всемогущего Аллаха. Его проницательные глаза казались маленькими из-за возрастных припухлостей под веками. В свои 81 год он выглядел хрупким, и эта хрупкость усугублялась лихорадкой, от которой он страдал. Накануне наша встреча была отменена, поскольку у него была высокая температура, и я был вынужден покинуть его дом, разместившийся в великолепных лесах Пенсильвании и вернуться в свою гостиницу в Нью-Джерси. Он вполне мог бы еще немного отдохнуть и не встречаться со мной. У него были для этого все основания. Но вместо этого Фетхуллах Гюлен, один из самых просвещенных ученых суфийского ислама в мире, предоставил мне аудиенцию в тот памятный вечер в сентябре 2018 года.

Писатель встретился с Фетхуллахом Гюленом в его резиденции в Пенсильвании в сентябре 2018 года.

Осуждение террора во имя Ислама

С тех пор как я узнал о нем в 2000-х годах, я восхищался этим турецким гуру, которого миллионы его последователей благоговейно называют Ходжаефенди (Мастер-Учитель). Мое уважение к нему проистекало из его строгого и недвусмысленного осуждения Усамы бен Ладена и его армии террористов. В моей статье о нем (Исламский голос разума и реформы в Америке) в “The Times of India“ в 2005 году я упомянул, что влиятельный исламский проповедник назвал бен Ладена “монстром”.

“Он запятнал светлое лицо Ислама”, – сказал Гюлен после терактов 11 сентября в США. – Возмещение причиненного им ущерба требует многих лет работы. Подменяя дело Ислама своими собственными страстями, он совершает чудовищные поступки.”

Моя статья восхваляла его как решительного сторонника межконфессиональной гармонии и как твердого сторонника примирения Ислама и секуляризма – понимаемого в Индийском смысле Sarva Pantha Samabhaav  или равного уважения ко всем вероисповеданиям, а не как практикуемого Кемалем Ататюрком, основателем современной Турции, который пытался изгнать религию как из государства, так и из общества. “Религия, – говорит Гюлен, – это путь, который объединяет людей в братство.”

Независимо от того, как последователи различных религий следуют своей вере в своей повседневной жизни, все религии превозносят такие жизнеутверждающие ценности, как мир, любовь, терпимость, прощение, сострадание, права человека и справедливость. “Большинство из этих ценностей, – утверждает он, – имеют наивысший приоритет в посланиях, принесенных Моисеем, Иисусом и Мухаммадом, а также в посланиях Будды и даже Заратустры, Лао-Цзы, Конфуция и индуистских пророков. Как мусульманин, я принимаю всех пророков и книги, посланные разным народам на протяжении всей истории, и рассматриваю веру в них как важнейший принцип мусульманства.”

Гюлен осуждает террористов, совершающих варварские акты во имя Ислама, поскольку убежден, что жестокие средства не могут оправдать кажущиеся благородными религиозные цели. – Мусульманин не может сказать: “Я убью человека, а потом отправлюсь на небеса. – Божье одобрение нельзя заслужить, убивая людей. Я с сожалением должен сказать, что у некоторых религиозных лидеров и незрелых мусульман нет другого оружия, кроме их фундаменталистской интерпретации Ислама.”

В своей книге “Во имя Аллаха – происхождение, развитие и дискурс движения Гюлена” профессор Анвар Алам, индийский политолог, много лет преподававший в турецком университете, пишет: “подобно Ганди, Гюлен твердо убежден в том, что нельзя достичь высших моральных и этических целей аморальными, неэтичными и незаконными средствами. Для Гюлена, как и для Ганди, сам выбор правильных средств является самоцелью.”

Затворник в горах Пенсильвании

В 1999 году Гюлен переехал из Турции в Соединенные Штаты, где до сих пор живет духовным затворником, молится, пишет (он автор более 80 книг) и руководит своими верными (в основном турецкими) последователями. Он почти не путешествует. Он редко дает интервью. Тем не менее, он является одним из идейных вдохновителей одного из крупнейших в мире общественных движений под названием “Хизмет” (что в переводе с турецкого означает “служение”).

До тех пор, пока президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не расправился с этим движением в 2016 году, обвинив Гюлена в подготовке неудавшегося военного переворота, его тысячи преданных своему делу добровольцев руководили школами и другими организациями в более чем 100 странах мира. По мнению его последователей, это возмездие за высказанную Гюленом в 2013 году критику коррупционного скандала, в котором оказался замешан Эрдоган, члены его семьи и видные политические деятели и чиновники. Другие видят это иначе. Они считают, что Гюлен “был союзником Эрдогана”, который помог ему “консолидировать власть”.

В 2013 году волонтеры Хизмет в Индии (которые ведут просветительскую и миротворческую деятельность под флагом Фонда Indialogue) пригласили меня посетить Турцию, чтобы провести серию бесед о Махатме Ганди. Есть что-то мистическое в Турции, стране сказочной красоты, которая является цивилизационным местом слияния Азии и Европы, а также Христианства и Ислама. Для меня этот визит был возможностью увидеть проникновение последователей Гюлена в турецкое общество. Затем последовало приглашение от Фонда журналистов и писателей и Альянса за общие ценности, двух наиболее активных организаций движения Гюлена, они предложили принять участие в конференции по устойчивому развитию в Нью-Йорке, приуроченной к Генеральной Ассамблее ООН в 2018 году. Я принял приглашение с просьбой к организаторам мероприятия организовать мою встречу с Гюленом. Я был вне себя от радости, когда они согласились на мою просьбу.

Конференция закончилась, и они отвезли меня в Нью-Джерси, где их родственная организация управляет самой большой из 100 чартерных школ в США. Расположенная в лесу, школа имеет идеальные условия для реализации целостной философии образования Гюлена. (“Образование через обучение и ведение образа жизни достойного уважения, – пишет он в своей книге “к глобальной цивилизации любви и терпимости”, – это благородный долг. Выполняя его, мы можем достичь истинного гуманизма и стать полезным элементом человечества.”)

Они организовали мое пребывание в общежитии со скромными удобствами на верхнем этаже школы, которая предназначена для добровольцев Хизмет со всего мира. В одном только Нью-Джерси они управляли более чем полудюжиной организаций, среди которых были хороший книжный магазин и издательство, выпускающее раз в два месяца журнал The Fountain, учебный центр по борьбе со стихийными бедствиями, Центр содействия турецкой культуре и Центр организации диалога между различными религиозными и этническими группами в США.

Что меня поразило, так это то, что, несмотря на глубокую религиозность, они были современны в своем мировоззрении и превосходно профессиональны в своей волонтерской работе. Действительно, именно так Гюлен видит Турцию – и все мусульманские общества – поскольку ”интерпретация ислама [другими] зависит от нашего поведения и поступков”. И это поведение совершенствуется практикой “Джихада”, которая, к сожалению, является наиболее ошибочно интерпретируемой Исламской концепцией. Профессор Анвар Алам говорит нам в своей книге: “в рамках движения Хизмет понятие Джихада ассоциируется с Большим Джихадом, который призывает к внутренней борьбе, чтобы очистить свое сердце и предпринимать позитивные действия, полезные для ислама и человечества.”

Два дня спустя Сулейман Кайя, который раньше руководил деятельностью Фонда Indialogue в Мумбаи, отвез меня в резиденцию Гюлена в центре поклонения и религиозных служений на горах Поконо, где он до сих пор преподает толкование Корана, исламское право и другие курсы. Вход в отель был тщательно охраняемым, и процедуры, касающиеся безопасности, были чрезвычайно строгими. (“Люди Эрдогана…”, – говорили мне потом вполголоса).

Поскольку солнце уже зашло, я пожалел, что не вижу, как выглядит “Ашрам” Гюлена. Когда мы вошли в Главное здание, где находились его жилые помещения, нам сказали: “нам очень жаль, что встреча не состоится. Ходжаефенди не очень хорошо себя чувствует. Встреча может не состояться и завтра, так как врачи посоветовали ему полный покой. – Мы поехали обратно, не зная, повезет ли нам на следующий день.

«Жизнь Ганди оказала на меня глубокое влияние»

Мы воспользовались своим шансом. Вечер был великолепен. Поместье и горы за ним сияли золотым солнечным светом. Тишина и спокойствие наполнили чистый воздух. Когда мы вошли в Главное здание, меня ждали хорошие новости: “хотя Ходжаефенди все еще нездоров, он хочет встретиться с вами.” Нас провели в большой молитвенный зал, который, хотя и был полон людей, в нем было тихо. Будучи единственным не-турком и не-мусульманином среди них, я сидел в дальнем углу. Но когда Гюлен вошел в зал, он заметил меня и жестом пригласил сесть рядом с собой. Затем он возглавил Исламскую молитву, которая была длинной и перемежалась периодами глубокого медитативного молчания.

Книга Анвара Алама рассказывает нам, что ” Гюлен совершает зикр [ритмическое повторение имен Аллаха и его качеств] в течение пяти часов, в дополнение к чтению Корана в молчаливой манере. Вот еще одна важная информация из его книги: “Хизмет, в отличие от Таблиги Джамаата, не является прозелитическим движением.”

После молитвы меня отвели в другой зал, где Гюлен принимал своих посетителей. Поприветствовав меня теплым рукопожатием, он снова удивил меня, попросив сесть в его кресло. Сам он занял менее заметное кресло и с помощью переводчика сказал, что очень рад принять “друга” из Индии. Он восхвалял Индию как страну, в которой обитала древняя и богатая цивилизация и которая стала домом для людей многих религий, мирно сосуществующих друг с другом. – Благодарю вас, Ваше Святейшество, за оказанную мне редкую честь встретиться с вами, несмотря на совет врачей отдохнуть. Я пришел сюда как набожный индус и самозваный представитель всех людей в Индии, которые верят в благородные ценности, которыми вы дорожите – прежде всего в ценность диалога и взаимопонимания для мира во всем мире.”

Затем я рассказал ему о своей страстной убежденности в том, что индуистско-мусульманская гармонизация и индо-пакистанская нормализация являются взаимосвязанными частями общей исторической повестки дня, а также о своей деятельности, направленной на ее продвижение. Когда он услышал слово “Пакистан”, выражение его глаз стало еще более напряженным. Поэтому я кратко изложил суть проблемы между нашими двумя странами, войны, которые мы вели, бесплодные поиски справедливого и гуманного решения Кашмирского спора, кровопролития из-за терроризма и других видов насилия, позорную реальность нищеты и социально-экономического неравенства в обеих странах и настоятельную необходимость найти правильное решение для обеспечения мира и развития во всей Южной Азии.

“Я молюсь за мир между Индией и Пакистаном”, – сказал Гюлен. – Воистину, весь мир жаждет мира. “В этот момент я представил ему свою книгу о Махатме Ганди и сказал: “Ганди был благочестивым индусом, но он очень уважал Ислам и пророка Мухаммада. Он пожертвовал своей жизнью ради Индуистско-Мусульманского единства.”Гюлен заметил, что он очень уважает Ганди и его философию ненасилия. “Это сильно перекликается с посланием Ислама о мире, милосердии и всеобщем братстве. Его жизнь, особенно его настойчивое стремление к мирному разрешению конфликтов и его усилия по наведению мостов между мусульманами и индусами, оказали на меня глубокое влияние. Затем я обратился с призывом: “Ваше Святейшество, в 2019-20 годах исполняется 150 лет со дня рождения Махатмы Ганди. Могу я попросить вас написать памятное послание гражданам Индии? – Он согласился. Его письмо, посвященное Ганди Джаянти, воспроизводится здесь.

 Послание Фетхуллаха Гюлена к 150-летию со дня рождения Махатмы Ганди

2 октября 2018 года – в 150-ю годовщину со дня рождения одного из величайших мировых лидеров и защитников мира Мохандаса Карамчанда Ганди, Я рад присоединиться к миролюбивому народу Индии и всего мира в увековечивании памяти образцового наследия Махатмы. Необыкновенная жизнь, которую он прожил, и несравненное наследие, которое он оставил после себя, вдохновляют всех тех, кто стремится принести мир и процветание в этот охваченный конфликтами мир.

Среди многих бесценных аспектов его жизни, его непоколебимая вера в истину ненасилия и мира, несмотря на непреодолимые трудности, с которыми он столкнулся в течение своей жизни, заслуживает самого высокого признания. Своим жизненным примером Ганди продемонстрировал, что в мире нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить мирными, ненасильственными средствами.

Его забота о тех, кто видит различия в качестве причины конфликта, его усилия по наведению мостов между индуистами и мусульманами, его призывы служить жизни вместо того, чтобы мстить за жизни, потерянные в конфликте, и его преданность народу своей страны, без какой-либо дискриминации, являются аспектами его жизни, которые оказали глубокое влияние на меня.

Учения, идеи и видение Ганди сегодня как никогда являются актуальными для решения проблем человечества. В контексте проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашем глобализованном мире, мы вспоминаем Ганди как образцового члена человеческой семьи, в качестве источника глубоких мыслей и вдохновения.

Из уважения к состоянию его здоровья я попрощался с ним раньше, чем хотел. Но прежде чем я ушел, Гюлен сказал: “Приходите еще раз, и в следующий раз побудьте с нами здесь. – Позже его помощники сказали мне, что я был одним из очень немногих индусов, с которыми он встречался.

 Гуру Гюлена и его Джихад Ненасилия

Чем объясняется глубокая вера Гюлена в мир, ненасилие, человеческое достоинство, межконфессиональную терпимость и диалог как краеугольные камни Ислама? Для ответа мы должны поближе познакомится с “гуру”, который повлиял на него, один из величайших исламских теологов прошлого века и толкователь Корана, автор 6000-страничный комментарий к Корану, над которым он работал в течение 40 лет.

Томас Мишель, католический священник, работавший при папе Иоанне Павле II в качестве главы Ватиканского Управления по связям с мусульманами, пишет:” [один] аспект его мысли я нахожу привлекательным – это его решительное неприятие насилия. Он пришел к выводу, что дни “Джихада Меча” закончились. Единственным подходящим способом для мусульман бороться за свои убеждения был ‘Джихад Слова ” или “Джихад Пера”, то есть через личное свидетельство, убеждение и рациональную аргументацию. Теолог был убежден в первичности любви в Исламе. Время вражды и враждебности закончилось. “В частности, этот теолог призвал к единству между мусульманами и христианами для достижения общей цели достижения мира и глобального братства.

Он призвал к этому в знаменитой пятничной проповеди, которую он произнес в 1911 году перед более чем 10 000 верующих в мечети Омейядов в Дамаске. Эта проповедь столь же исторична, как и место, где он ее произнес. Мечеть Омейядов, одна из старейших и крупнейших в мире, была построена на месте христианской базилики, посвященной Иоанну Крестителю, где он был похоронен. Его почитают как пророка как христиане, так и мусульмане. У меня была возможность увидеть эту мечеть, когда я сопровождал бывшего премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи во время его визита в Сирию в 2003 году.

В своей книге “Исламский Джихад Ненасилия” Салид Сайлиган, исследователь межрелигиозных исследований, ставит его в один ряд с Махатмой Ганди, Мартином Лютером Кингом-младшим и Нельсоном Манделой. “Наследие Ганди символизирует его Соляной Поход, Манделы – его избрание на пост президента, а короля – его речи, такие как “У меня есть мечта” (I Have a Dream).”

Продолжая традицию и других великих учителей Ислама Гюлен, как индивидуально, так и через свое движение Хизмет, практиковал и пропагандировал истинный смысл Исламского джихада. Он и его последователи столкнулись со многими препятствиями и трудностями на этом пути, самым худшим из которых было жестокое подавление со стороны президента-диктатора Турции. Некогда поклонник Гюлена, Эрдоган стал его заклятым врагом, и даже заклеймил его террористом. Десятки тысяч последователей Гюлена были заключены в тюрьму в Турции, и многие из них нашли убежище за границей. Несомненно, движение Гюлена извлечет правильные уроки из этого самого болезненного опыта и станет сильнее на службе человечеству.

Рамадан – это месяц для вознесения молитв Всевышнему. Я молюсь о добром здравии Ходжаефенди Фетхуллаха Гюлена и о усилении мощи его армии миротворцев.

Судхендра Кулкарни, служивший помощником бывшего премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи, является автором книги “Музыка прялки: Манифест Махатмы Ганди для эпохи Интернета”. Он является основателем форума для новой Южной Азии, основанного на сотрудничестве Индии, Китая и Пакистана. Его аккаунт в Твиттере – @SudheenKulkarni. Он рад любым комментариям по адресу: sudheenkulkarni@gmail.com.

Источник: https://hizmetnews.com/25205/when-i-met-a-gandhian-jihadi-in-america/