Более половины века Ходжафенди и движение Хизмет стремятся создать островки мира, создавая образцовые мозаики цивилизации и культуры на благо всего человечества. Фетхуллах Гюлен, обладая всеобъемлющим видением, затрагивающим миллионы людей по всему миру через учения о взаимопомощи, образовании и диалоге, не остался незамеченным в организации Объединенных Наций, как и в России, несмотря на некоторые колебания в оценках.
Особенно за последние десять лет движение Хизмет, которое пытаются дискредитировать лживыми обвинениями и клеветой со стороны правительства Эрдогана и партии АКП, стало восприниматься Россией несколько иначе. После крупных коррупционных скандалов 17/25 декабря 2013 года, сбития российского самолета, убийства посла Карлова и, особенно, после запланированного переворота 15 июля 2016 года, Россия внимательно пересмотрела свое отношение к Хизмету. Она не поверила в выдвинутые обвинения и стала наблюдать за новыми разворотами, школами и взглядами ведущих стран мира на это движение. Россия следила за поведением и заявлениями тех, кто находился на переднем крае, включая самого Ходжафенди, и увидела, как хорошо развиваются учреждения и новые начинания Хизмет.
Россия нашла ответы на важные вопросы, связанные с Хизметом.
За это время в России нашли ответы на многие причины, по которым движение воспринималось с недоверием. Миф о том, что «члены Хизмета работают на турецкую разведку или ЦРУ», был развенчан; стало ясно, что движение не занимается пантюркизмом, это направление выстраивалось с использованием некоторых учреждений Турецкого государства и непосредственно управлялось из Анкары. Также оказалось, что основанные на анонимных доносах отчеты из Анкары были ложными. В течение этого времени в большинстве исследовательских статей о Хизмет говорилось о том, что «движение пытается жить по традиционному исламу», и эта точка зрения начала восприниматься в России на определенном уровне.
Например, после смерти Ходжафенди, делая обзор биографии на бизнес-экономическом новостном портале, было указано: «Не удалось доказать, что Гюленисты были причастны к попытке переворота в 2016 году. Это мнение Эрдогана и его партии. В Турции действительно много сторонников Гюлена. Это адвокаты, полицейские, учителя, люди из разных областей. Они могут находиться и в армии, но не участвовали в перевороте. Однако Эрдоган снова обвинял их, как в сбитии русского Су-24 в 2015 году, так и в убийстве российского посла в декабре 2016 года. Но для этого он не смог представить доказательства».
Сбивание того самолета было ошибкой.
Президент Института востоковедения Российской Академии Наук Виталий Наумкин провел интервью с Ходжафенди в Пенсильвании в январе 2016 года. В интервью, опубликованном в одной из самых популярных газет России «Московский комсомолец», Ходжафенди ответил на жизненно важные вопросы, такие как кризис самолета между Россией и Турцией, раскол в исламском мире, секуляризм, ИГИЛ и терроризм. «Последние события были ошибочными, сбитие того самолета тоже было ошибкой», – подчеркнул Ходжафенди, добавив, что отношения между Россией и Турцией должны быть лучше, чем когда-либо.
Профессор Виталий Наумкин в предисловии к тому интервью отметил: «В последние дни января, находясь в США, я не хотел упустить редкую возможность для востоковеда и посетил известного лидера гражданского общества в Турции, религиозного деятеля Фетхуллаха Гюлена. Он принял меня у себя дома в маленьком городке в штате Пенсильвания, где живет в изгнании с 1999 года. Несмотря на давление, которому подвергаются сторонники Гюлена в Турции, их число все еще довольно велико. Этот пожилой человек, создавший обширную сеть университетов и школ по всему миру, считается одним из самых влиятельных людей нашего времени и, по некоторым данным, входит в первую сотню». Это интервью состоит из ответов, которые известный турецкий мыслитель и религиозный деятель Фетхуллах Гюлен дал на мои вопросы. В ходе этой необычной встречи я хотел соединить взгляд этого человека, который обладает большой популярностью как среди турецкого народа, так и в мире, с научной сферой, отдаляясь от официальной идеологии, чтобы понять его позицию по многим актуальным проблемам. Кроме того, я стремился познакомить российских читателей с его взглядами.
В 21 веке появляется новая модель человека.
Всемирно известный эксперт по востоковедению, великий мыслитель и видный ученый Российской Академии Наук, профессор Ростислав Рыбаков также был одним из ведущих российских специалистов, знакомых с Фетхуллахом Гюленом. С 1994 по 2009 год Рыбаков возглавлял Восточный институт Российской Академии Наук. У ученого есть обширные академические работы по таким странам Азии, как Индия, Пакистан и Бангладеш, он оставил после себя десятки книг и сотни ценных статей. Его работы содержат яркие тезисы о вопросах культурной истории, межкультурных взаимодействиях и значении гражданского общества.
Начиная с 1966 года, Рыбаков сосредоточился на восточной культуре, особенно на изучении движения Ганди, и также следил за социальными процессами в Турции, активно сотрудничая с НПО. В то время как Фонд журналистов и писателей (GYV) продолжал свою деятельность в Стамбуле, он неоднократно принимал участие в мероприятиях, представляя Россию, подчеркивая важность проделанной работы и используя выражение «GYV — визитная карточка Евразии». Он отметил, что «благодаря GYV концепция диалога в настоящее время стала своего рода паролем. Люди начинают осознавать, что проблемы сегодняшнего дня могут быть решены через диалог».
Рыбаков указал на сходство между легендарным лидером, добившимся независимости Индии, Махатмой Ганди, и Гюленом в контексте решения глобальных проблем без насилия, крови и ненависти: «Ганди возглавлял армии из миллионов, которые были мирными, бескровными. Гюлен же находится в другой области. Это педагоги. Растет новое поколение. В Германии, Японии, Индии, Болгарии или в других странах мира. Они не являются фанатиками Турции. У них есть культура сосуществования с людьми других наций и вероисповеданий. Они способны различать добро и зло. Они не воруют, не убивают и не ведут войны. В 21 веке возникает новая модель человека», — сказал он.
Фетхуллах Гюлен — садовод.
Рыбаков провел сравнение между Гюленом и Ганди, назвав Гюлена «народным лидером не меньше, чем Ганди». Он заявил: «Гюлен — это садовод, который выращивает новую культуру, новое человечество. Другие лидеры, в том числе Махатма Ганди, изменяли мир через революции и перевороты. Они действовали через забастовки, уличные демонстрации, массовые митинги и конфликты. Гюлен же осуществляет изменения совершенно иным путем. Он постепенно и терпеливо предлагает услуги всем людям через образование. Он сеет семена добра и ждет их роста. Бывают случаи, когда он не видит плодов и цветков этого труда. Но порой цветы расцветают, и все могут ими воспользоваться. Садовод не говорит сам за себя; его цветочный сад говорит от его имени».
Рыбаков отметил, что Гюлен воспитывает поколение, обладающее чистым лицом и этическими ценностями. «Я не смотрю на связь Гюлена с Кораном и исламом. Меня больше интересуют люди, которые следуют за ним. Необходимо воспитать новое поколение, которое сможет жить в мире. Надо обучить человека и научить его, как учиться. В современные дни можно получить знания через компьютер. Однако выявить добро и зло и обрести этические ценности — это непросто. Гюлен реализует то, что не приходит в голову нам. Он воспитывает человека современного мира. Это свет в мире, утомленном конфликтами…» — сделал он такую оценку.
… Этот путь откроет Движение Гюлена
Профессор Ростислав Рыбаков также отметил, что присуждение Фетхуллаху Гюлену “Премии мира Ганди-Кинга-Икэды”, одной из самых значимых мировых премий за мир, имеет глубокий смысл. Указывая на то, что на протяжении истории “добрые люди всегда сталкивались с трудностями, а светильники, зажигаемые в темноте, всегда пытались погасить”, российский академик отметил, что нападения на Гюлена являются продолжением этой традиции. Рыбаков, который считает абсурдными утверждения о том, что Гюлен стремится к захвату власти, сказал: “Я думаю, что эти утверждения описывают не Гюлена, а тех, кто говорит о нем. В мире есть наследники Ганди. Прежде всего, Мартин Лютер Кинг возглавлял чернокожих. В Гане был Кваме Нкрума. В Южной Африке надеждой стал Нельсон Мандела. Я считаю, что Гюлен — это одно из звеньев этой цепи. Возможно, Гюлен отличается от них тем, что не является политиком. В мире, который он мечтает создать, в его философии и в людях, которых он воспитывает, нет места для войны. У Гюлена нет стремления к захвату, он стремится к общению. Гюлен учит людей жить в мире, где возможна связь за пределами границ.”
С профессором Рыбаковым мы выпили “турецкий кофе” незадолго до его смерти в 2019 году, и он сказал следующее в нашей последней встрече: “Я принимал участие в очень важных программах Хизмет. Все эти программы были направлены на объединение ученых, дружбу, мир и т.д. То, что происходит сейчас, эти страдания очень печальны… В Турции я всегда чувствовал глубину во всем — в супах, чае, местах, людях, домах… Это были отражения великой цивилизации и культуры… Я много путешествовал по миру, и подобные чувства я испытывал только в Турции и в Индии… “Фетхуллах Гюлен — садовод. Я был сильно впечатлен лицами людей, выросших в этом саду. Их концепции диалога, терпимости и образования являются потенциальным лекарством для нашего мира, переживающего духовный кризис. Я очень надеюсь на будущее. Даже если я этого не увижу, будущие поколения увидят те прекрасные дни. Этот путь откроет Движение Гюлена”.