Фетхуллах Гюлен – посол мира между народами

Фетхуллах Гюлен – современный мыслитель родился в городе Эрзурум (Турция) в 1941 году. Несмотря на то что возможности образования в то время были ограничены, Гюлен, благодаря собственным усилиям, продолжал образование в области философии и религии, брал  уроки у разных ученых.

В 1959 г. начал работать проповедником в Министерстве религиозных дел Турецкой Республики. В крупных городах Турции его проповеди стали собирать всё больше и больше слушателей. С годами он стал публичной фигурой в Турции.

Овладел к тому времени арабским и персидским языками, брал уроки французского.

Еще в молодом возрасте Гюлен заинтересовался классической восточной и западной литературой. Прочитал множество произведений таких известных классиков, философов и ученых, как Хейдеггер и Фуко, Сартр и Фейерабенд, Маркс и Энгельс, Достоевский и Толстой. Занимался исследованиями в области социологии, истории и управления. Из личного интереса, а также благодаря многочисленным путешествиям, Гюлен приобрел знания в области античной, классической и современной мысли, истории культуры и цивилизации.

Благодаря этому он приобрел колоссальный философский и интеллектуальный опыт. В связи с этим Гюлена можно назвать философом с точки зрения традиции религиозной и современной интеллектуальной мысли. Благодаря разностороннему развитию он стал философом, глубоко интересующимся проблемами не только Турции и исламского мира, но и проблемами всего человечества.

Выросший в Анатолии с напряженной обстановкой в сфере образования и социальными проблемами Гюлен в своих выступлениях и книгах поднимает вопрос о социальных проблемах и делает акцент на роли современной науки, образования и воспитания в решении этих проблем. Он призывает общество инвестировать средства в образование. Многие турецкие предприниматели, вдохновленные статьями и выступлениями Гюлена, открыли школы по всему миру. Эти школы стали настоящими мостами мира между разными странами и народами. Например, в Боснии и Герцеговине дети когда-то воевавших между собой мусульман и христиан, боснийцы, сербы и хорваты учатся вместе и крепко дружат. Аналогичным образом во многих странах представители разных этнических групп и вероисповеданий учатся в одних школах, в одних классах в атмосфере любви и уважения друг к другу.

Будучи почетным председателем Фонда журналистов и писателей Турции, Гюлен лично или посредством организованных Фондом программ активно участвует в деятельности по установлению диалога и толерантных отношений между различными слоями общества. В период жарких споров вокруг известной работы «Столкновение цивилизаций» Гюлен  приложил немало усилий для того, чтобы тема столкновения религий, этносов и разных политических течений не поднималась в Турции и других странах, старался создать атмосферу терпимости и компромисса, в основе которой лежит диалог. Он призвал представителей различных вероисповеданий, людей с различными жизненными взглядами познакомиться с культурами друг друга в атмосфере диалога и компромисса. Эта деятельность реализуется под знаменем «Быть человеком», и в основе ее лежат любовь к человеку и общечеловеческие ценности. Ее цель – «научиться признавать других такими, какие они есть», способствовать развитию культуры совместного существования.

Ибо, по мнению Гюлена, различие религий, языков, рас, взглядов – не причина для столкновений и ссор; наоборот, именно в этом разнообразии и заключается богатство нашего мира. Он верит, что обеспечение мира в одной стране и на всей планете зависит от количества людей, вдохновившихся этой идеей. В мире мысли и веры Гюлена нет места ненависти.

Результатом деятельности Гюлена стало большое количество работ. Из-под его пера вышло более 70 книг, в различных журналах было опубликовано более 600 статей, тысячи кассет и дисков содержат записи его выступлений на конференциях. Его книги были переведены на английский, немецкий, французский, русский и многие другие языки народов мира. Как правило, писатели и интеллектуалы имеют свою аудиторию, свой круг людей, которые вдохновляются их идеями. Работами же Гюлена интересуются многие люди по всему миру.

После встречи с Папой Римским Иоанном-Павлом II, которая состоялась 9 февраля 1998 г. в Ватикане, Фетхуллах Гюлен писал: «В эпоху, когда так популярна тема столкновения цивилизаций, каждая из которых имеет свою культуру и религию, когда общество с интересом следит за этим вопросом, когда нашу страну называют одной из центральных баз этого столкновения, я, несмотря на тяжкие обвинения в мой адрес со стороны некоторых людей, в течение трех-четырех лет как в Турции, так и за ее пределами встречаюсь с представителями других религий. Я пытаюсь объяснить им, что ислам не является религией раздора и насилия, что мусульмане – не сторонники терроризма, и суть ислама – в любви и милосердии, прощении и терпимости. Все религии основываются на одних и тех же началах, поэтому если мы вступим в диалог, оставив в стороне прошлые обиды, мы внесем большой вклад в обеспечение мирного и спокойного будущего в нашем уставшем от войн и распрей мире».

Идеи и деятельность Гюлена сформировались в своего рода учение. Гюлен не основывал какое-либо политическое или идеологическое движение и не стремился к этому. Мыслитель считает, что любые идеи, вероисповедания, этнические элементы смогут сосуществовать друг с другом в атмосфере уважения. Его деятельность направлена именно на это. Она не замыкается в рамках какого-либо политического или идеологического движения или конкретной идеологии. Эта деятельность носит преимущественно мыслительный характер. Однако его идеи и советы не направлены на конкретную группу людей, представителей одного этноса или одной религии. Гюлен обращается ко всему человечеству, независимо от рас, вероисповеданий, жизненных взглядов, он берет за основу всеобщие ценности. Будучи личностью интеллектуальной, основную цель своей работы он видит в том, чтобы призвать каждого человека, независимо от его принадлежности к определенной вере и его этнических корней, к благим делам, необходимым человечеству.

Самый правильный путь к пониманию Гюлена – изучение его трудов и работ. В связи с этим в книге отводится важное место взглядам Гюлена на такие темы, как образование и наука, демократия и республика, теократия и терроризм.

Международное признание

Деятельность Фетхуллаха Гюлена, признаваемого в мире «символом диалога и толерантности», одобряется не только народом. Ее высоко оценивают и официальные лица государств: президенты, министры, лидеры политических партий, руководители военных ведомств, религиозные деятели, бизнесмены, представители искусства, журналисты, спортсмены. Они отметили, что идеи и деятельность Гюлена создают гарантию для межнациональных и межгосударственных отношений, для обеспечения мира на нашей планете.

Из вышеизложенного становится понятно, что идеи Гюлена берут за основу служение человечеству и не являются проявлением какой-либо идеологии. Понятно также, что эти идеи не представляют какую-либо определенную этническую группу. Ибо эти идеи поддерживаются людьми не угнетенными и не ущемленными как в религиозном, так и в социальном плане. Этим они отличаются от радикальных движений

В связи с этим следует отметить, что одним из самых престижных европейских журналов «Foreign Policy» был проведен всемирный опрос на тему «100 интеллектуалов мира». По результатам опроса, опубликованного 24 июня 2008 г., Фетхуллах Гюлен занял первое место в этом рейтинге. Результаты рейтинга показали, что люди всего мира, независимо от цвета кожи, языковой, национальной и религиозной принадлежности, любят и уважают Фетхуллаха Гюлена, и что этот человек — уже не просто мыслитель, а философ мирового масштаба.

Труды и деятельность Фетхуллаха Гюлена

1. Статьи

На сегодняшний день опубликовано около 600 статей и свыше 200 стихотворений Фетхуллаха Гюлена. В журнале The Fountain, публикующем статьи об образовании, науке и культуре, вышли многие статьи и стихотворения Гюлена в английском переводе. Газета «Заман», издающаяся в 35 странах мира на десяти языках, центральный офис которой находится в Стамбуле, а ежедневный тираж достигает 1.150.000 экземпляров, в течение долгих лет отводят одну страницу для статей Гюлена и текстов его выступлений на различных конференциях.

2. Книги

В настоящее время издано более 70 книг Фетхуллаха Гюлена, большая часть которых переведена на английский, немецкий, русский, болгарский, албанский, арабский и китайский языки. Их тираж достигает нескольких десятков миллионов экземпляров.

Стихотворения Гюлена были собраны в сборник «Кырык мызрап». Ко многим из них была написана музыка композиторами разных музыкальных направлений. Учению Гюлена многие ученые, журналисты и писатели посвятили большое количество статей и книг.

3. Интервью

У Гюлена брали интервью десятки журналистов и телекорреспондентов. Вот несколько примеров.

  • Интервью для иностранных СМИ:

Телеканал «NMO», Голландия. 19 ноября1995 г.

Телеканал «ОРТ», Россия. 6 мая 1998 г.

Газета «Le Monde», Франция. 28 апреля 1998 г.

Итальянское информационное агентство «ANSA». 13 мая 1998 г.

Foreign Policy. Август 2008 г.

Газета «Известия», Россия. 12 февраля 2009 г.

Журнал «Родина», Россия. Май 2009 г.

Журнал «Консул», Россия. № 4 (19) 2009 г.

Журнал «Фаворит удачи», Украина. Апрель 2009 г.

Журнал «Фаворит удачи», Украина. Август 2008 г.

Журнал «Фаворит удачи», Украина. Ноябрь 2008 г.

Журнал «Журналист», Россия. Май 2009 г.

Журнал «Петербургский дневник», Россия. 20.04.2009 г.

Кроме указанных интервью, в СМИ разных стран – от США до

Болгарии, от Греции до Казахстана – были опубликованы интервью с Ф. Гюленом.

  • Интервью для газет:

Газета «Сабах», интервью Нурии Акман, 23 января – 30 января 1995 г.;

Газета «Хюрриет», интервью Эртугрула Озкока, 23 января – 30 января 1995 г.;

Газета «Джумхуриет», интервью Орала Чалышлара, 20-26 августа 1995 г.;

Газета «Миллиет», интервью Ясемин Чонгар, 31 августа – 2 сентября 1997 г.;

Газета «Миллиет», интервью Мехмета Гюндема, 08-25 января 2005 г.

  • Интервью для телевидения:

Телеканал «TRT 1», Реха Мухтар, 3 июля 1995 г.

«Kanal D», Ялчин Доган, 15 апреля 1997 г.

«NTV», Дженгиз Чандар и Таха Акйол, 27 февраля 1998 г.

Некоторые из этих интервью стали базой для ряда книг. Например, «Прогулка по горизонту» («Уфук туру») (Эйюп Джан, издательство «Миллиет», 1995 г.), «Беседа с Фетхуллахом Гюленом в Нью-Йорке» (Невваль Севинди, издательство «Сабах китаплары», 1997 г.), «Фетхуллах Гюлен на чужбине» (Нурие Акман, издательство «Заман китап», 2004 г.), «11 дней с Фетхуллахом Гюленом» (Мехмет Гюндем, издательство «Альфа», 2005 г.).

4. Видео- и аудиопубликации

Выступления Гюлена на конференциях, количество которых превышает 2500, представлены на кассетах и дисках.

5. Деятельность, направленная на установление диалога, толерантных отношений и компромисса

Гюлен провел множество встреч, направленных на установление диалога и толерантных отношений, с представителями разных религий, с политиками, учеными, писателями, деятелями искусства, бизнесменами, приверженцами различных взглядов и находящимися на виду у всех, а это значит, что они могут стать хорошим примером. Эта деятельность вызвала интерес у общества и стала примером для подражания: «признавать других такими, какие они есть, и жить сообща».

  • Встречи с религиозными лидерами

Как в Турции, так и в других странах проходили встречи Гюлена со многими религиозными лидерами, среди которых Папа Римский

Иоанн-Павел II, Патриарх Константинопольский Варфоломей, лидер иудеев Турции Давит Асео, Епископ Нью-Йоркский кардинал Джон О’Коннор, главный сеффардский раввин Израиля Элияху Бакши-Дорон.

  • Встречи с государственными деятелями и политиками

Гюлен встречался со многими государственными деятелями и лидерами политических партий, среди которых можно выделить Президентов Турецкой Республики – ныне покойного Тургута Озала и Сюлеймана Демиреля, бывших премьер-министров Тансу Чиллер, Месута Йылмаза, ныне покойного Бюлента Эджевита, Йылдырыма Акбулута, бывшего лидера Республиканской народной партии и бывшего Председателя Законодательного собрания Турции Хикмета Четина.

  • Встречи с учеными, академиками, писателями, представителями искусства, бизнесменами и другими деятелями

Представители различных слоев общества либо встречались с Гюленом, либо, изучив его произведения и деятельность, письменно или устно обращались к нему и высказывали свое одобрение его научной и социальной деятельности в области установления мира и создания компромисса.

Взгляды на современные проблемы

·         Секуляризм и шариат

Гюлен критикует лаицизм как политику, уходящую корнями в философию редуктивного материализма. В то же время он считает, что ислам и демократия совместимы.  По мнению Гюлена, к шариату относятся и вероубеждение, и столпы ислама — намаз, ураза, зякат, хадж, семейные и личные отношения, различные аспекты жизни. «В современных демократических государствах никто не мешает заниматься этими вещами, которые составляют более чем 95 % ислама и шариата. И только 4-5 % относится к власти и праву, это не забота отдельных личностей, а тех, кто управляет. Противники ислама же именно эти 4-5 % пытаются представить как весь шариат.»

·         Роль женщины

Согласно Арасу и Каха, взгляды Гюлена на положение женщин «прогрессивные», но «современные женщины — профессионалы в Турции все равно далеки от того, чтобы их принять».  Гюлен говорит, что ислам спас женщин, они «вообще не закрывались в своих домах и … никогда не притеснялись» в раннем исламе. Он чувствует, что «феминизм западного типа … будучи полным ненависти по отношению к мужчинам, обречен на крайности, как и все другие революционные движения».

·         Терроризм

Гюлен осуждает любой вид терроризма. В исламе, указывает Гюлен, четко разработаны и определены условия для военного и мирного времени. В мирное время отдельные личности не имеют права воевать и убивать людей. «Террористы-самоубийцы пойдут в ад навечно, и там они будут призваны к ответственности за убийство невинных людей». Гюлен был первым мусульманским авторитетом, осудившим террористические атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. В статье, вышедшей на следующий день в газете Washington Post, им написано «Мусульманин не может быть террористом, и террорист не может быть настоящим мусульманином».  Гюлен сокрушается, что имидж ислама «угнан» террористами, которые выдают себя за мусульман. Он советует изучать ислам через его источники и его проявления в истории, не через действия кучки маргиналов, которые показывают его в ложном свете.  Про войну в Сирии Гюлен говорит, что «события там отдаются болью в сердце, надо остановить кровь, льющуюся в этой стране, решать проблемы мирным путем и при помощи разумного обсуждения всеми.»

Движение

Сам Фетхуллах Ходжаэфенди не считает правильным, когда его называют лидером некоего движения и отрицает такую свою функцию. Действительно, понятие «движение Гюлена», или «фетхуллахчи» на турецком языке является скорее внешним, используемым исследователями для обозначения того, ныне уже транснационального социо-культурного феномена, который связан с личностью и учением Фетхуллаха Гюлена. Действительно у «движения» нет строго и четко выстроенной структуры, нет верховного руководства во главе с харизматическим и единолично принимающим решения лидером. «Движение Фетхуллаха Гюлена» правильно было бы определить как транснациональную социальную сеть, основывающуюся на инициативе входящих в нее лиц и организаций, общим для которых является то, что они разделяют в той или иной мере идеи и принципы, проповедуемые Фетхуллахом Гюленом, а вовсе не реализуют некие мифические «указивки» ходжаэффенди.

Помимо школ, открытых во многих городах Турции, приверженцами учения Гюлена были основаны учебные заведения почти во всех странах мира. Подход организации образования независимо от религиозной принадлежности учеников свойственен всем учебным заведениям, открытым приверженцами учения Гюлена.

Наиболее заметной и, можно сказать, ключевой организацией в движении Фетхуллаха Гюлена является Фонд журналистов и писателей. Подобно образовательной деятельности, этот фонд показал пример создания центров диалога по всему миру, и деятельность, подобная деятельности фонда, осуществляется в разных странах разными организациями. Особенность и уникальность «движения Гюлена» состоит в том, что оно, развившись сегодня в универсалистское течение, тем не менее сохранило свой изначальный – турецко-мусульманский колорит. При этом, последователи Гюлена первые из мусульманских движений привлекли к диалогу и общению не только представителей авраамических религий, но также индуизма и буддизма, а также и неверующих.

Сегодня очень много говорится о том, что противовесом исламистскому экстремизму может стать либеральный и просвещенный ислам. И в этом смысле такой международно-значимый фактор как “Учение Фетхуллаха Гюлена”, основывающийся на умеренном прочтении ислама и универсалистско-этических взглядах в межрелигиозных отношениях заслуживают того, чтобы обратить на него пристальное внимание исследователей и общества, в том числе и мусульманского сообщества, в России.