— Ходжа-эфенди, вы писали о демократии в Турции и о том, как там создать лучшие условия для продвижения демократии, в то время как в мусульманском мире идут дебаты по поводу совместимости исламского вероучения с демократией. Существует ли проблема соотношения ислама и демократии? Многие мусульмане считают секуляризм врагом ислама. Однако же большая часть мусульман живет в светских обществах, причем мирно и без проблем. Нет у них проблем и в моей стране, хотя она светская. Может ли секуляризм мирно сосуществовать с исламом и могут ли мусульмане чувствовать себя в безопасности в светских государствах? И должен ли ислам модернизироваться? Ходжа-эфенди, вы упоминали в своих научных исследованиях и интервью, что некоторые региональные интерпретации положений исламского вероучения принадлежат людям, и они могут быть сегодня переосмыслены. Бог разговаривал с арабами на их языке, в соответствии с жизнью того времени, в которой, к примеру, были рабы. По исламу освободить раба стало богоугодным делом. А сегодня боевики ДАИШ вновь стали обращать женщин в рабынь. Итак, в какой мере переосмысление средневековых интерпретаций и придание им более современного звучания созвучно вашим взглядам?
— Я и раньше, исходя из своих скромных познаний, описывал демократию; в разных уголках мира установилось разное понимание сути демократии и разное использование ее инструментов. Если демократия — это справедливость, закон, соблюдение прав и свобод каждого человека, принятие всех такими, какие они есть, то у демократии нет никакого антагонизма с исламом.
Если посмотреть, как проходили выборы в правление праведных халифов, как защищали они право и справедливость, то их отношение к праву дает, на мой взгляд, многое для совершенствования современной демократии.
Выступать против этого механизма только потому, что у него западное название — демократия, в корне неверно. Такое понимание, по-моему, есть проявление реакционного мышления, невежественного противостояния тому, что ошибочно кажется противоречащим исламу…
Республиканское, а вернее, светское управление страной и обществом, по сути, должно тоже строиться на верховенстве права, справедливости, честности, любви к Богу и уважении к человеку. Человек же сотворен Богом для того, чтобы быть любимым и уважаемым. Ведь если бы было иначе, Аллах не повелел бы всем ангелам склониться перед первым человеком, праведным Адамом, мир ему. И это именно тот момент истины, когда сатана явил свою природу. Человек — самое прекрасное, благородное творение Аллаха, достойное того, чтобы быть возвышенным среди возвышенных. И когда человек начинает жить жизнью сердца и духа, он становится впереди ангелов… Если рассматривать человека как вид, то мы в какой-то степени являемся отражением бытия Аллаха.
Секуляризм в тех или иных регионах мира имеет различные проявления. Во Франции, к примеру, лаицизм (светскость, нерелигиозность. — Прим. пер.) исторически обуславливал серьезное давление на религию… Но мне кажется, что лаицизм совместим с религией. Каждый может быть свободен в пределах своей веры, в своем понимании мира, но так, чтобы не наносить ущерба обществу. Общество, по моему мнению, должно уважать образ мыслей, образ жизни, верования, жизненную философию и мировоззрение каждого индивидуума, но при условии, что все это не наносит вреда обществу, не несет угрозы его безопасности. Можно еще раз пересмотреть смысл секуляризма, а лаицизм подправить, реформировать, и мы готовы к этому. Такой путь более приемлем, и он удовлетворит всех. Все будут уважительно относиться друг к другу, к верованиям, мировоззрениям и убеждениям друг друга. Возможно, будет рассмотрен и вопрос о свободе СМИ — с тем чтобы каждый мог свободно высказывать свои суждения. Главное, чтобы не бранили, не оскверняли нравственные ценности друг друга, не оскорбляли друг друга.
Прибегать к таким методам, как унижение, искажение фактов, клевета, полное изгнание инакомыслящих, уничтожение, истребление, подавление и наказание, никоим образом не соответствует духу ислама и духу Корана….
Получающие в наши дни распространение попытки воссоздать систему рабства, вновь делать из людей рабов, брать их в плен во время войн, а потом, даже освободив и подарив им свободу, попытаться таким способом обрести милость и благословение Всевышнего — это неверный путь…
Стать шахидом во время праведной войны — это то, что освящено религией. Если человек сражается в дозволенной Аллахом обычной войне — физической, духовной или идейной — за честь и имущество или участвует, как говорят некоторые толкователи, в войне за свободу и погибает там, он становится шахидом, умершим на веру. Но когда кто-то думает — простите меня за это сравнение — что, став по каким-то вымышленным причинам живой бомбой, он умирает за веру, становится шахидом… Нет, ни за что! Категорически нет!
Как я уже упоминал ранее, совершивший такое преступление против Бога в тот же миг ввергает себя в ад. То есть только тот может считаться шахидом и попадать в рай, кто погибает во время войны, которую ведет государство, или же кто принимает смерть во имя высокой идеи. Те же, кто превращается в живые бомбы, чтобы нести смерть другим людям, совершенно точно попадают в ад.