Фетхуллах Гюлен отвечает на вопросы профессора Ростислава Рыбакова

– Какова, на Ваш взгляд, роль ислама в современной структуре страны, население которой исповедует эту религию?

– Мусульманские ученые делят административные системы в исламе на три периода, следуя одному из хадисов благословенного Пророка Мухаммада. Первой̮ период – нубувват, период пророчества, представленный̮ непосредственно самим Пророком. Основной̮ отличительной̮ чертой̮ этого периода исламского правления было полное соблюдение абсолютной̮ справедливости. Она следует принципу «не бывает права большого или малого, право есть право», и полностью защищает права каждого члена общества, не принося прав индивида в жертву социуму. Каждый̮ член общества уверен, что его права полностью защищены. Как сказал один из современных ученых, абсолютную справедливость можно охарактеризовать следующими словами: если на корабле вместе с девятью преступниками находится один невинный̮ человек, то корабль не станут топить, чтобы не нанести вреда одному невинному человеку с чистой̮ совестью.

Второй̮ период исламского правления – 30-летниий период, последовавший̮ сразу после благословенного Пророка Мухаммада и названный̮ Эпохой̮ праведных халифов. Его называют пророческим халифатом, то есть периодом халифов-рашидов (достигших совершенства), идущих по стопам пророчества. Абсолютная справедливость является основной̮ чертой̮ и этого периода. Справедливость второго халифа Омара, вызвавшая восхищение даже у Карла Маркса, была известна всем. Однако следует отметить, что какой̮ бы чистой̮ эта справедливость ни была, никто не мог и не может соревноваться в ней̮ с пророками.

После окончания эры халифата, представленной̮ четырьмя халифами, началась эра правления, названная султанатом халифата; хоть она и носила название халифата, в ней̮ превалировали черты султаната. Эта эпоха кончилась с распадом Османской̮ империи. Этот период отличает соблюдение не абсолютной̮, а относительной̮ справедливости, переход власти от отца к сыну в отличие от периода халифов-рашидов, когда они избирались на эту должность; с передачей̮ власти по наследству система окончательно приняла форму султаната. После того как султанат, а вместе с ним и халифат канули в небытие, и после возникновения в исламском мире национальных государств, ислам не был основной̮ категорией̮, которой̮ руководствовались при установлении формы правления, его структуры, судебной̮ системы и принятии законов. На современном этапе в исламском мире есть много стран, которые называются республикой̮, но не имеют демократии. Хотя демократия как таковая, с ее основными правами и свободами человека, индивидуальными правами и принятием во внимание предпочтении̮ народа во время выборов, ближе к исламу. С самого начала своего существования ислам ставил во главу угла республику, то есть народное правление. В настоящее время в Турции, в Пакистане, в определённой̮ степени – в Иране после шахского режима, существует контролируемый̮, а в Турции и Пакистане – еще и прерванный̮ военными переворотами демократический̮ режим. Турция, как светская страна, не принимает ислам во внимание при управлении страной̮; напротив, она поступает в данном вопросе достаточно жестко. Иран и Пакистан считают себя исламскими республиками, но вопрос, насколько они таковыми являются и смогут ли считаться таковыми в будущем, достаточно спорный̮.

Даже если ислам и принимают за основу в некоторых других государствах, эта тема всегда остается дискуссионной̮.