– Что принесёт с собой объединение суннитов и шиитов?
– Суннизм и шиизм – это не столько религиозные, сколько политические различия, отразившиеся и на религии. Факторы, спровоцировавшие раскол, были политическими; и раскол этот произошёл во время перехода исламского правления от халифата к султанату. Это расхождение, имеющее природу политического раскола, хотя и связанного с религией̮, было и остается «тектоническим разломом» в исламском мире. Политика никоим образом не должна быть определяющим и направляющим фактором в религии. Если же это происходит, и политические разногласия обретают религиозный̮ оттенок, то такое положение вещей̮ может стать причиной̮ длительных войн – как это видно на примере Османской̮ империи и Сефевидского государства. Тогда религия становится уязвимой̮ с политической̮ точки зрения. Мы можем точно сказать, что такая ситуация продолжается и сегодня, когда мир стал глобальным, средства связи – развитыми как никогда, а умы обрели способность мыслить свободно. Вряд ли можно говорить о возможном объединении суннитской̮ и шиитской̮ конфессии̮ в ближайшем будущем, поскольку раскол между ними, основанный̮ на политических разногласиях, укоренился в религии, и стал ее основным элементом для шиитов. К тому же, шиитское направление, которое некоторые называют «шиитским исламом», является официальной̮ религией̮ и политической̮ системой̮ одной̮ страны – Ирана. То есть оно приобретает еще и национальный̮ характер. Мы не можем ожидать исчезновения национальных государств – независимо от того, насколько глобализировался мир и развиты системы связи и обмена информацией̮. И это ясно показывает, что на горизонте пока не вырисовывается перспективы исчезновения раскола между суннитами и шиитами.