ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ГОСПОЖИ ТАТЬЯНЫ ФИЛИППОВОЙ

– В своих работах вы часто подчёркиваете новые методы получения знаний, основанные на образовательной системе и нравственных ценностях, как самые важные условия для образования новых мыслей в духовной и материальной жизни человека. По-вашему, какими должны быть принципы и их внедрение в жизнь той образовательной системы, о которой вы говорите, чтобы она соответствовала действительности не только в Турции, но и в России, странах СНГ, Западной Европе и США?

– Естественно, мы не можем игнорировать различия, которые обусловлены верой, историей, культурой и даже географическим расположением разных народов. Но помимо всех различий имеются и общие черты, которые мы должны обязательно принять во внимание. Если подойти к этому вопросу на уровне индивида, то мы увидим такую правду: Все люди сотворены из одинакового материала; все мы образованы из атомов и частиц земли, воздуха и воды. Также обладаем одинаковой структурой и одинаковыми органами. Вместе с этим, мы физически не похожи друг на друга своими ДНК, отпечатками пальцев, голосом и, наконец, лицом. Также каждый человек настолько отличается своим внутренним миром, характером, предпочтениями, возможностями и способностями от другого человека, что сам по себе является отдельным миром. Но эти различия вынуждают нас жить вместе, а не обособляться. Как все органы, которые образуют наше тело, функционируют в полном и прекрасном взаимодействии, несмотря на столько различии̮ между ними; как в природе, составленном из бесчисленных живых существ и объектов, каждое существо искренне сотрудничает и взаимодействует с другими для достижения общей цели; как, например, хлеб, который мы едим каждый день, получается в результате пропорционального взаимодействия тепла и света солнца, воды, воздуха, земли, зернышек пшеницы и нашего труда, также различия между людьми, в принципе, существуют для взаимопомощи, служения общей и социальной цели, а не конфликта. Что это за служение общей и социальной цели? В течение всей истории человечества, за исключением нескольких, высказывания ведущих философов не отличались от того, что проповедуют религии. Все они говорили о цели – о жизни человека на Земле. Например, Кант, объясняя эту цель, подчёркивал, что цель существования человека не достигается материальным удовлетворением, ибо человек не может сравниться в этом вопросе с животными. Следовательно, он говорил, что цель бытия человека следует искать в достижении настоящей человечности через обучение нравственным ценностям и, в некотором смысле, в совершенстве и прозрении человека. Макс Шелер, другой немецкий философ, также искал цель человеческого бытия в сути, названной им Духом (Geist), которая отделяет людей от животных. Шелер говорил, что человек руководствуется своими инстинктами и чувствами для сохранения и продолжения рода, и это является их общей чертой с животными. Он описывал Дух и его деятельность как руководство, направление и усмирение склонностей и чувств в человеке, и видел истинную человеческую свободу в этой деятельности. А такие философы как, например, Джон Стюарт Милль, известный как гедонист (универсальный гедонист или утилитарист), отвечая на критику о том, что они считают целью жизни достижение самой высшей ступени удовольствия и вместе с этим они приравнивают цель человека к цели бытия свиньи, все равно обращались к основной цели человеческого бытия и утверждали, что они подразумевают удовольствие и радость ума, совести и чувств. Если мы обратим свои̮ взор на историю, то на Западе увидим Платона, выбирающего для человека и его воспитания стремление ко всему хорошему, правильному, красивому и справедливому как цель его жизни. На Востоке мы увидим Конфуция, который в поиске добродетельного общества определяет жизненные цели человека как любовь к людям, мудрости, искренности, правде, смелости и решительности. Эти два философа говорят, что достижение человеческих целей возможно только через любовь к учебе и через саму учебу, и с помощью учебы человек должен познать такие добродетели как заслуга, корректность, ум, честность, бережливость, преданность идеалам, уважение прав родителей, щедрость, дисциплину и искренность. Насколько мы понимаем из Корана и трудов мусульманских ученых и мыслителей по этой теме, ислам ставит в основу человеческого бытия приобретение знании̮ о существе. Другими словами, в самом широком смысле слова, познание человеком Аллаха происходит через науку и понимание строения Земли и Вселенной через науку. Наши ученые и мыслители настаивают на обучении человека как на единственно возможном пути становления истинного человека из потенциального чело века, потому что все живые существа кроме человека, например, животные, рождаются на этот свет и сразу же адаптируются к этой жизни, как будто они были хорошо подготовлены в другом мире.

Значит, у всех нас есть постоянная человеческая сущность и общая черта, которая в исламской терминологии называется «фитратом» (натурой). Именно эти общие принципы, потребности и черты определяют основные правила в образовании, независимо от страны пребывания. Даже те черты, которые мы воспринимаем как различия, все вместе образуют одно целое, словно разные части одной мозаики. Как наши основные материальные потребности не изменились со времен появления на свет первого человека и удовлетворяются теми же способами, где воздух, вода и хлеб сохраняют свое присутствие, так же мы остаемся людьми с тои̮ же интеллектуальной и нравственной потребностью в воспитании и образовании. Как я попытался ответить на первый вопрос уважаемого профессора Ростислава Рыбакова, фундаментальные общечеловеческие принципы, духовные ценности и общие стороны человеческой жизни определяют основные положения в образовании, которые могут быть действительны во всех уголках земного шара. Ответ на второй вопрос уважаемого профессора также может послужить ответом этому вопросу. И в конце остаются только методы по внедрению образовательной системы. Для этого мы воспользуемся многолетними, даже вековыми, работами наших педагогов, постараемся развить этот опыт дальше, и будем работать с учетом индивидуальных различии̮ в психологии человека и различия культурного и географического характера.