– С мнением о том, что сегодня ислам потерял значение как политический феномен, соглашаются многие. Как, по-вашему, обстоят отношения ислама с политикой? Правильно ли рассматривать ислам только как религию? В чем, по-вашему, заключаются самые большие проблемы современного ислама? Только религиозные проблемы или проблемы всего мира?
– Господин Сюкияйнен хорошо анализирует ответ на этот вопрос в своей опубликованной в Турции книге «Предвидение цивилизации». Ваш скромный слуга хочет представить вам оттуда короткий обзор.
Когда мы читаем рассказы о пророках в Коране, то видим следующую картину: В каждой эпохе, когда люди впадали в многобожие, в обществе всевозможное разложение принимало непредсказуемый характер. И тогда Всевышний Творец посылал людям пророков, чтобы они спаслись от многобожия и поклонялись одному Богу. Другими словами, чтобы люди отказались верить и поклоняться идолам, многочисленным богам, начали верить и поклоняться только Всевышнему Творцу, обогащаться красивой нравственностью и добродетелями, привели себя в порядок, перестали чинить беспорядки и установили порядок и мир. Мы называем посланниками пророков, которые посылались вместе с Писанием в период, когда вера людей в Аллаха сильно ослабевала. Об основных обязанностях этих посланников и о последнем Пророке в смысловом переводе Корана говорится так:
«Таким образом, Мы избрали из вашей среды посланника и отправили его вам. Он читает вам Наши аяты (ниспосланные ему, и присутствующие во Вселенной и в вашем внутреннем мире), очищает вас (ваши умы и души от неверных мыслей и убеждений, сердца от суеверия и грехов, ваши жизни от всевозможной грязи), учит вас Писанию (Священному Корану, которую Мы ниспосылаем ему) и ее мудрости (через понимание Писания и следования ей, понимание значения и цели указов и запретов) и учит всему тому, о чем вы (должны были знать, но) не знали раньше» (Св. Коран, 2:151).
Значит, в обязанности нашего Пророка и других посланников входит: знакомить людей с Аллахом, «читать» им аяты Корана и объяснять Вселенную как божественную книгу (мусульманские ученые описывают Вселенную как открытую книгу мироздания), которую надо читать и понимать, то есть подходить к ней как к науке. Таким образом, спасать людей от неверных мыслей и суеверия, очищать их внутренний мир от грехов и всего аморального, учить Коран и как следовать ему в своей жизни, внимать значениям и целям указов и запретов в Коране, особенно о вечном счастье. В этих рамках, благословенный Пророк Мухаммад призывал людей верить в Аллаха и другим столпам веры, поклоняться только Аллаху, и старался воспитать добродетельных людей. Известны шесть столпов веры и пять основ ислама. Так же известны недозволенное и дозволенное. Известны нравственные принципы. Известны правила поведения в отношениях с людьми. В них нет политики и даже в книгах по мусульманскому праву не дано места политике. Но из-за того, что некоторые малые мазхабы (религиозные направления) выводят политические темы на передний план, и представляют политику как одно из измерений религии, политика стала темой для некоторых отдельных книг.
Ислам, помимо предложения следовать божественному посланию, не предлагает детальной формы государства, режима и системы. Он отдаёт административнополитическое предпочтение той воле, которая слушается божественной воли. С точки зрения подробностей, то различия в прежних административных системах указывает на это. Ислам считает своим приоритетом очищение и исправление людей и общества. Для него важно правило «каковы вы, такого правления вы и заслуживаете». В исламе правительство выбирается путем свободного волеизъявления народа, также люди могут свободно выбирать, верить или не верить в религию. Кроме того, ислам дает право беспрепятственной практики своей религии каждому человеку. Ислам хочет, чтобы свобода совести и вероисповедания была действительна для всех в ее самом высоком проявлении.
Несмотря на то, что из Корана и рассказов в ней о пророках, и жизни нашего Пророка мы понимаем все вышесказанное, все же ислам стал движущей силой освободительных войн мусульманского мира в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Хотя, в принципе, для решения проблем мусульманского мира ученые должны были рассматривать эти проблемы с точки зрения морали, науки, нравственности и духовности, но увлеклись внешней стороной и подошли к этим проблемам с политической точки зрения. А ведь, как сказал один большой ученый, когда государства признали свободу совести под именем настоящего светского режима, то во имя ислама должен был проводиться «джихад» в научной, интеллектуальной, духовной и нравственной сферах, но не в политической сфере. Это не было понято, и движения, зародившиеся в исламском мире, встали на политическую платформу, утверждая, что это самое важное дело. Когда исходная точка является неправильной, то результатом становится неизбежное фиаско. Другими словами, эти движения обошлись мусульманам дорого, и во всем мире ислам был представлен и воспринят совсем неправильно. Некоторые писатели на Западе как, например, Оливер Рой называли эти движения «политическим исламом», а их неудачи «неудачей политического ислама». Такое отражение не соответствует духу ислама. Такие описания как «политический ислам», «социальный ислам», «экономический ислам» или «радикальный ислам» и «умеренный ислам» противоположны духу ислама. Однако такие названия были использованы для понимания и объяснения того, что происходило. Я хочу, чтобы все мусульмане везде осознавали свои ошибки, исправляли их, и тогда ислам спасется от неправильного понимания и представлений, чему способствуют эти ошибки.