Какова позиция Фетхуллаха Гюлена относительно терроризма и террористических организаций?
Как всем известно, Фетхуллах Гюлен проповедник и это его основная профессия. Гюлен проповедовал во многих городах Турции, что позволило достигнуть тесного диалога с широкой общественностью и послужило толчком для создания движения под названием «Хизмет».
Если посмотреть на проповеди, которые он проводил в мечетях в 80-е и 90-е годы прошлого века, Гюлен неоднократно акцентировал внимание на вопросах безопасности, доверия и мира.
Например: 30 апреля 1989 года в седьмой проповеди из цикла выступлений на тему «Возвышение человеческих качеств» Фетхуллах Гюлен подчеркивал: «Мусульмане не должны нарушать покой, они являются хранителями безопасности. Верующий – это законопослушный гражданин. Мусульмане выступают против хаоса и поддерживают порядок, они любящие люди, у них нет времени на враждебность. С другой стороны, они должны также избегать действий, которыми могут воспользоваться люди с дурными намерениями, чтобы попытаться показать, что мусульмане ведут себя вопреки правилам».
В проповеди «Доверительное общество» от 25 февраля 1990 года Гюлен акцентирует внимание на значении слова мумин (верующий, правоверный). По его словам, наиболее отличительной характеристикой истинного верующего является безопасность и надежность. «Мусульмане — это цветы, растущие на склонах безопасности и надежности. Верующие олицетворяют надежность и безопасность и на сегодняшний день существует большая потребность в доверительном сообществе».
В проповеди «Динамика духа» от 22 апреля 1990 года Гюлен рассказывает, что «ворота мира будут открыты не с помощью меча, а веры и что Пророку Мухаммеду (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам открылись все двери мира, поскольку они были благонадежными. Именно этим объясняется тот факт, что османская империя в течение веков правила на обширной территории в условиях мира».
Помимо проповедей можно наблюдать негативное отношение Фетхуллаха Гюлена к терроризму из опубликованных интервью и газетных статей. Так в книге под названием «Разговор в Нью-Йорке с Фетхуллах Гюленом», опубликованной Невваль Севинди в 1997 году, Гюлен сказал, что: «Ничто так не противоречит исламу как терроризм. В Коране неоправданное убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей. Согласно исламским ученым, тот кто убивает невинных людей останется в аду навсегда. Террором ничего нельзя добиться кроме как катастрофы в этом мире и ада в загробной жизни».
МУСУЛЬМАНИН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТЕРРОРИСТОМ
После теракта 11 сентября 2001 года в США, 17 сентября в газете Zaman была опубликована статья «Мусульманин не может быть террористом» с комментариями Гюлена. В ней он заявил: «Ислам является религией любви, а не терроризма. Мусульманин понимающий и принимающий ислам не может думать о том, чтобы стать террористом. Мусульманин отдален от всех видов терроризма, его сердце и душа очищены от всех видов ненависти и злобы, он является посланником любви и добра».
В интервью с Нурие Акман, опубликованном в газете Zaman 21-22 марта 2004 года, Фетхуллах Гюлен сказал: «Один из самых ненавистных людей в мире – это Бен Ладен. Потому что он очернил светлый лик ислама и стал причиной ужасных разрушений на исправление которых потребуются годы. Человеку, вступившему на путь террора, очень сложно остаться мусульманином. Убивая людей невозможно получить довольство Аллаха и войти в рай или достичь священных целей путем ложных идей».
Кроме того, указанное выше негативное отношение к Бен Ладену и террору Аль-Каиды было упомянуто и в докладе отдела разведки Главного управления безопасности Турции в 2005 году. В документе подчеркивается, что Гюлен является ярым противником терроризма.
В 2008 году Фетхуллах Гюлен был выбран самым влиятельным интеллектуалом планеты. По этому случаю он ответил на вопросы, заданные журналом Foreign Policy: «Ислам безусловно против терроризма. Террористы не могут быть мусульманами, а настоящие мусульмане не могут быть террористами. Терроризм порождает такие фундаментальные проблемы как невежество, нищету и ненависть. Наиболее эффективными средствами для решения этих проблем являются диалог и образовательная деятельность».
Фетхуллах Гюлен открыто выступил против ДАИШ в то время, как правящая партия ПСР еще проявляла нерешительность по отношению к этой террористической организации. В тематических беседах, размещенных на сайте herkul.org, Гюлен ясно заявлял, что ДАИШ является террористической организацией и неоднократно осуждал теракты. В этом контексте: В 425 беседе (sohbetler) от 14 октября 2014 года Гюлен заявил: «ДАИШ – это сеть зла, которая очерняет лик ислама, один из кровожадных палачей после Аль-Каиды и толпа головорезов, которая вызвала отчуждение людей от ислама».
В 492 беседе от 26 ноября 2015 года Гюлен сказал: «Террористические группировки известные в разные времена как Салафизм, Аль-Каида, Боко-Харам, а теперь и под видом Аль-Мурабитун, очерняют свет ислама. Эти террористические организации в высшей степени навязчивые и раздражающие изверги, заставляющие выбирать между смертью или быть похожим на них».
Позиция Фетхуллаха Гюлена по отношению к ДАИШ не ограничивается только тематическими беседами. Он продемонстрировал всему миру свою настроенность против ДАИШ в газетных статьях и сообщениях в прессе. В статье от 27 августа 2015 года под заголовком «Мусульмане должны бороться с экстремистским раком», опубликованной в журнале World Street Journal, Гюлен сказал: «В то время как структура ДАИШ продолжает совершать кровавые действия на Ближнем Востоке, мусульмане должны противостоять тоталитарному менталитету, который породил эти и другие террористические организации».
В статье, опубликованной в газете The New York Times 25 июля 2016 года, Фетхуллах Гюлен заявил: «В то время как западные демократии в поисках разумных и умеренных мусульман, он и его товарищи по движению Хизмет всегда демонстрируют четкую позицию против любого экстремистского насилия, включая нападения Аль-Каиды 11 сентября, бесчеловечные казни ДАИШ и похищения детей группировкой Боко-Харам».
В сентябре и октябре 2014 года многие газеты мира, такие как The New York Times, Washington Post, Wall Street Journal, Chicago Tribune, Los Angeles Times, Guardian, Le Monde, De Morgen (Бельгия), De Volkskrant (Нидерланды) и NRC Handelsblad (Нидерланды) и курдские издания: Rudaw, Hawlati, Basnews, Kurdistani Nwe, Xebat и Çavder опубликовали заявления Гюлена, в которых он осудил теракты и отметил, что действия группировки ДАИШ противоречат Корану и сунне.
В интервью российскому информационному агентству Regnum от 2 ноября 2016 года Гюлен поделился своими мыслями о неприемлемости террора ДАИШ и борьбе с радикалами.
Все вышеперечисленные заявления и риторика Гюлена демонстрируют, что с восьмидесятых годов и по сей день он четко и ясно высказывается против террористических группировок, терроризма и хаоса, находясь на стороне мира и безопасности. Более того, его позиция против террористических организаций заключается не только в дискуссиях. Нет ни одного факта, который бы указывал на то, что действия учреждений, открытых движением Хизмет, духовным вдохновителем которого является Гюлен, а также действия лиц, управляющих этими учреждениями, нарушают общественный порядок или связаны с какой-либо преступной деятельностью, не говоря уже о террористической.
Между тем, всю ответственность за попытку государственного переворота 15 июля и убийство российского посла пытаются возложить на движение Хизмет, не предоставив при этом ни одного достоверного доказательства. Другая отличительная позиция движения Гюлена касательно терроризма: Правящей партией ПСР были арестованы десятки тысяч людей на основании принадлежности их к движению Хизмет и обвинению в попытке государственного переворота 15 июля. Среди арестованных все те, кто имел по долгу службы доступ к огнестрельному оружию – солдаты, полицейские, судьи, прокуроры и сотрудники гражданской обороны. Но самое интересное, ни один из этих людей, якобы связанных с террористическими группировками, вплоть до задержания не оказывал не то, что вооруженного сопротивления, но даже не посмел дерзить. В этом случае, похоже, необходимо добавить новое определение в юридическую литературу о террористических организациях, которые не прибегают к насилию, чтобы хоть как-то объяснить связь с терроризмом тех лиц, о которых говорилось выше. Разумно предположить, что обвинения в адрес движения Гюлена о том, что оно действовало сотрудничает с террористическими организациями, такими как ДАИШ, были выдуманы посредством создания фиктивных истин или необоснованных и принудительных толкований.
Вероятнее всего США, Германии, Великобритании и ЕС, рассуждая по той же логической цепочке, находят не убедительными все обвинения в адрес движения Хизмет. В конце нашей статьи мы хотим поделиться беседой (sohbet) под названием «Безумная любовь и Дух времени», опубликованной 23 апреля 2017 года на сайте herkul.org, в котором Гюлен отвечает на высказывания тех, кто пытается показать, что движение Хизмет сотрудничает с ДАИШ: «Вы давно прокляли терроризм. Вы неоднократно повторяли «это террористическая организация», говоря о ДАИШ, Боко-Харам, Аль-Каида, Аль-Мурабитун и еще о многих других террористических группировках. «Террорист не может быть мусульманином!», «Мусульмане никогда не приблизятся к террору!» Вы много раз это твердили, но тем не менее… «Мы хотели очернить их, но у нас ничего не получается! Может просто на просто обозвать их ДАИШевцами?!» – сказали они. Если такие или схожие планы предстанут перед вами, прошу вас, не удивляйтесь! Подобное мышление для них вполне нормально. Это такое мышление, что с точки зрения истинной логики, давно подверглось краху».
Фетхуллах Гюлен исламский проповедник живущий в США, выразил соболезнования после тройного убийства в церкви Нотр-Дам в Ницце
Гюлен осудил произошедшее и принёс свои соболезнования в своём заявлении:
“Недавно я узнал о жестоком убийстве Сэмюэля Пати в одном из районов Парижа, это очень глубоко меня расстроило. Но после этого, я был еще больше шокирован, когда узнал, что в другом французском городе еще три человека были зверски зарезаны во время молитвы в месте поклонения. Хочу открыто заявить, что меня больше всего меня огорчило то, что те, кто совершил эти преступления, использовали исламские аргументы и выкрикивали религиозные лозунги.
Понятно, что мусульмане, верующие и уважающие всех святых, начиная со святого Адама, ожидают, что другие будут уважать Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), и чувствуют себя оскорбленными выражениями и изображениями, неуважительными по отношению к нему. Но есть законные гуманитарные, дипломатические и юридические способы, которыми они могут выразить свою озабоченность. Насилие никогда нельзя ничем оправдать.
Каждый рожденный человек имеет право на жизнь, и каждая человеческая жизнь священна, независимо от его веры. Такое легкое отношение к человеческой жизни нельзя ни примирить с человечеством, ни оправдать исламом!
Кроме того, независимо от цели, жестокость и насилие – не путь Пророка, и даже если такое насилие совершается под религиозным обличьем, оно противоречит основным ценностям ислама. Пророк Мухаммед всегда отвечал тем, кто оскорблял и преследовал его, с состраданием и мягкостью, он стремился искоренять вражду.
В этом случае совершение злодеяний подобного рода является явным признаком того, что преступники не следуют заповедям Пророка, сострадать всему человечеству. В то же время такие действия – величайшее неуважение к наследию Пророка.
Я выражаю свои соболезнования в связи с этим печальным инцидентом и еще раз осуждаю все формы терроризма, независимо от его исполнителей или их целей.
Эти нападения еще раз доказывают, что нам нужны дни, когда все обнимают друг друга, невзирая на разницу в верованиях, языках или цвете кожи, и когда все относятся друг к другу с уважением и состраданием. Я выражаю свои соболезнования близким тех, кто погиб в результате этих нападений, и разделяю свое горе с народом Франции и со всеми, кто считает себя членом великой человеческой семьи.”