В конце 1960-х или начале 1970-х годов послание турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена о глубокой и практичной вере, альтруизме и действиях передавалось на фоне бедности, коррупции и морального разложения. Преобладали недемократические вмешательства в демократию, ограничение религиозного выражения в общественной жизни, политические и идеологические столкновения. Напряженность между суннитами и алевитами, турками и курдами, а также практикующими мусульманами и не практикующими светскими гражданами была высокой. Но самое главное-политически/идеологически мотивированные вооруженные столкновения между “коммунистами”, “фашистами” и т. д. привело к гибели тысяч молодых людей на улицах. Но самое главное, политически/идеологически мотивированные вооруженные столкновения между “коммунистами”, “фашистами” и т. д. привели к гибели тысяч молодых людей на улицах. Кроме того, предполагаемая напряженность между современностью и традицией и множество других проблем осаждали систему образования.
Что привлекло первую аудиторию, так это комплексный подход Гюлена к отдельным людям, обществу, нации и человечеству в целом. Гюлен определил бедность, соперничество (раскол в Турции) и отсутствие хорошего образования в качестве основных проблем, преследующих нацию. В частности, идея движения Хизмет представляла и учила следующему:
1. Изменить себя и таким образом стать более хорошим верующим и больше практикующим веру. При ближайшем рассмотрении можно легко определить, что риторика Гюлена больше всего фокусировалась именно на этом аспекте.
2. Служение чему-то большему, чем вы сами. Не просто заботьтесь о своих собственных интересах, но стремитесь к большему видению. Почему не стремиться к более престижной Турции? Почему не стремиться к человечеству в мире? По словам Айдына Болака, покойного председателя Турецкого нефтяного фонда и Турецкого образовательного фонда, Гюлен дал новое видение турецкой молодежи, которая обучалась реализации своих личных интересов/целей.
3. Образование – это ключ к решению наших главных проблем: Невежества, разделения, бедности. И ключ к тому, чтобы образование работало к лучшему, – это найти учителей и администраторов, которые “представляют” ценности, которыми дорожит народом. Инвестируйте в образование. Если вы молоды, способны и целеустремлены, выберите преподавание в качестве своей профессии. Если вы бизнесмен, поддержите школу финансово. Если вы являетесь родителем, поощряйте здоровое образование и для этого помогите построить школу в вашем районе. Короче говоря, для каждого человека есть способ внести свой вклад в образовательные инициативы. Позже были привлечены и другие: средства массовой информации, больницы, помощь в случае стихийных бедствий и помощь бедным, и они были обращены ко всем слоям населения.
4. Не ждите всего от правительства. Как участник гражданской инициативы, делайте что-то сами, а не делегируйте свои обязанности полностью правительству, подобно знаменитому высказыванию Кеннеди: “Спрашивайте не о том, что ваша страна может сделать для вас, а о том, что вы можете сделать для своей страны.” Если вы деловой человек, занимайтесь бизнесом, формируйте партнерские отношения и холдинги, становитесь богатыми и щедро отдавайте деньги, не ожидая ничего взамен, своему сообществу.
5. Вместо изоляции или противодействию общественной жизни, присутствуйте в каждом учреждении нашего общества с намерением служить, включая судебную систему, бюрократию, армию, средства массовой информации, искусство и бизнес. Наблюдательные граждане страны избегали этих учреждений из-за предполагаемых пиетистических соображений. Они, как правило, отправляли своих детей в основном на курсы Корана и в школы имамов/проповедников. Как следствие, их ожидания или мировоззрение редко оценивались или представлялись в государственных или общественных институтах.
6. Успешный синтез или интеграция религии, современности, патриотизма, демократии, науки, искусства, секуляризма и позитивного действия. По словам Болака, сочетание веры, духовности и науки Гюлена было лучшим выражением турецкого понимания ислама.
7. Информационно-пропагандистская деятельность, инклюзивность, внешний взгляд, интеграция. От сообщества к Движению, от транснационального Движения ко всему человечеству. Принимать всех такими, какие они есть, на их соответствующем месте.