Доклад Фетуллаха Гюлена для международной конференции в Москве, 2012г.

21 – 26 мая 2012г. в Институте философии РАН прошла Третья Московская международная конференция по сравнительной философии на тему: «Философия и наука в культурах Запада и Востока». Ильшат Рашитович Насыров, ведущий научный сотрудник сектора философии исламского мира Института философии РАН, доктор философских наук, представил участникам конференции и зачитал доклад Фетхуллаха Гюлена.


Текст доклада:


Дорогие друзья!
Глубокоуважаемые ученые и мыслители!
Прежде всего, хочу сказать, что даже выражение одобрения или оценка такого
важного мероприятия, которое Вы организовали, выше моей компетенции.
Полагаясь на Ваше великодушие и надеясь, что Вы простите меня за смелость
обратиться к Вам, я хочу лишь поделиться с Вами своими мыслями и чувствами в
связи с этим знаменательным событием, но никак не в качестве вклада в это
мероприятие.
Как известно, подлинная жизнь для человечества мыслима лишь с наукой и
познанием, а истинная цель сотворения человека заключена в таких действиях
человека как видеть и ведать, узнавать и постигать, и делиться познаниями с
другими людьми. Потому и гуманность человека проявляется в его стремлении
постигать, обучать и просвещать. Люди, которые пренебрегают образованием и
просвещением, безжизненны, даже если внешне живы и здоровы. Также трудно
сказать, что те, кто не знает, но при этом не хочет узнать, и знает, но не желает
развивать себя и подавать другим пример, познали суть сотворения человечества.
Наряду с такой ценностью знаний, науки и их неотъемлемости от жизни
человека, есть и другое важное измерение в сотворении и жизнедеятельности
человека: мудрость или философия в смысле мудрости, которое можно назвать
утончением, прояснением и даже одушевлением разума в ясной атмосфере души с
пылом любви и на крыльях познания, размышления, анализа и умозаключения.
Или же его можно описать как один из важнейших источников света, который при
условии наличия совести позволяет читать послания на лике бытия и явлений и
понимать их суть. В отличие от бесконечного хождения науки по кругу разума,
изыскания и изучения, мудрость или философия взрастает и развивается в
атмосфере духовности с лучами размышления, познания, вдохновения,
проницательности и духовного озарения. Разум, который активен в пределах
материи и занят наукой, можно уподобить склере глаз, а мудрость или философию,
странствующую за пределами материального измерения, – зрачку. Они вместе
помогают нам увидеть и понять видимые и невидимые стороны бытия. Когда наука
пытается обнаружить жизнь в клеточных оболочках, мудрость созерцает в них все
мироздание и достигает вечности.
Тело, разум и душа являются тремя взаимосвязанными измерениями
человеческого бытия. Гуманность каждого из нас обусловлена в меру и
синхронным обеспечением этих измерений свойственной им пищей. Так и
пророки, посланные служить человечеству в качестве предводителей, выполняли
три важные обязанности. Во-первых, они показывали людям пути понимания вещи,
явлений, и материальных и нематериальных истин мироздания. Во-вторых, они
учили людей всему необходимому для счастья и благополучия в земной и вечной
жизнях, и готовили нужные условия для познания. В-третьих, они избавили
людские умы от мифов и неверных убеждений при помощи науки, очистили их
сердца от греха при помощи богослужения, и возвысили людей на уровень
становления совершенным человеком со всеми добродетелями. Ученые и
философы, которые избрали науку и мудрость делом своей жизни, всегда
почитались как наследники пророков. Но бывали и времена, когда подход к
изучению человека и жизни человека не был таким целостным. На Западе одно
время пренебрегли наукой ради религии, а затем отвернулись и от религии ради
науки. И как отмечают современные ученые, в результате такого однобокого
подхода человек и его жизнь стали либо прихрамывать, либо плохо видеть. А на
Востоке, где многие века строго соблюдался целостный подход, школа изучения и
преподавания истин мироздания попала под влияние схоластического подхода.
Когда все медресе – духовные образовательные учреждения, где изучались и
преподавались религиозные науки и дарился душам свет духовности, закрылись
для разума, науку и мысль словно парализовало, а все текке – обители дервишей,
где царили любовь и усердие, стали тешить себя преданиями, речами и
толкованиями вместо дерзания, испытания и практики.
Утверждение, что наука и мудрость принадлежат или могут принадлежать лишь
одной части мира, определенному народу или цивилизации, обусловлено, скорее
всего, незнанием истории. Хоть Запад и считается родиной современной науки и за
прошедшие века на передний план вышла западная философия, развившаяся под
влиянием науки и научного прогресса скорее в светской атмосфере, Восток,
который всегда рассматривался плодотворным участком или родиной тонкой
мудрости или философии, всегда оставался, по крайней мере, в неразрывной связи
с религией. Следовательно, там всегда поддерживалась связь с метафизическим
измерением. Все великие, универсальные и широко известные системы науки, веры
и мудрости, такие как, например, учение Дао, возникшее в первых веках до нашей
эры в качестве веры и метафизической философии, мудрость Конфуция, вера и
мудрость Брахмы, кто по утверждениям исследователей со временем превратился в
индийский вариант великого Пророка Ибрахима (Авраама), метафизика Будды,
сравниваемого с досточтимым Пророком Исой (Иисусом), и иудаизм, христианство
и ислам – три небесные религии, основанные на единобожии, появились и
распространились по всему миру из Востока.
Трудно отделить мудрость или философию Востока от разных вариаций
древнегреческой философии, особенно от Пифагора, Сократа, Платона и
Аристотеля, развившихся под некоторым влиянием эпохи Возрождения,
просветительства и современной мысли. В развитие науки, помимо огромного
вклада Дальнего Востока, Центральной и Восточной Азии, плодородных бассейнов
рек Инд, Ганг и Нил, сделан огромнейший вклад и исламским миром, особенно в
III-V веках. Знаменитый Жорж Альфред Леон Сартон в своем трехтомном
«Введении в историю науки» разделил историю науки на 50-летние периоды.
Каждый период он назвал именем ученого, который оказал наибольшее влияние на
развитие науки в тот период. Получилось, что семь 50-летних периодов между 750
годом и 1100 годом названы именами мусульманских ученых. Так перед нами
предстали имена Джабира ибн Хаяна, Мухаммеда ибн аль-Хорезми, Абу Бакра ар-
Рази, Хусейна ибн Али аль-Масуди, Абуль-Вафы аль-Бузджани, Абу Рейхана аль-
Бируни и Омара Хайяма. Сартон также упоминает имена таких всемирно
известных ученых как Ибн Сина (Авиценна), Ибн аль-Хайсам, Ибн Юнис, Аль-
Кинди и Аль-Фаргани.
Безусловно, в науке и философии мы многим обязаны Западу. Вместе с тем, я
считаю, не меньше мы обязаны и Востоку. Но в настоящее время мы не можем
сказать, что знаем науку и мудрость Востока так же хорошо, как и науку Запада. И
сегодня, когда мир быстро превращается в одну большую деревню, а человечество
– в одну большую семью или народ большой деревни, не только по этой причине,
но и по причине того, что наука и мудрость представляют ценность и богатство для
всего человечества, возможно, немного наивно делить мир на Запад и Восток. Но
одинаково наивно и ждать слияния всех цивилизаций и культур в одну
общечеловеческую цивилизацию и культуру. К тому же, еще со времен великого
русского философа, историка и этнолога Николая Данилевского признано, что
цивилизации и культуры не преобразуются друг в друга и не исчезают друг в
друге, несмотря на всяческое сближение. Поэтому сегодня, когда не только жизнь,
но и мысль чрезмерно овеществилась, можно сказать, что мы остро нуждаемся в
традициях, науке и мудрости Востока. И такие мероприятия, организуемые Вами –
многоуважаемыми учеными и мыслителями, всегда играют важную роль в
удовлетворении таких потребностей.
Также несерьезно сторониться науки и устремляться к необоснованному
идеализму и романтизму из-за боязни, что изучение мироздания, также именуемое
позитивными науками, может завести во мрак безверия. К тому же, наука
необходима и полезна в той мере, в какой она гарантирует людям счастье, и
возвышает их на гуманность. Таким образом, по причине того, что наука
осуществляется с явной предвзятостью и используется в качестве предлога для
отрицания веры в Бога, требуется неотложное единение науки с верой,
нравственностью и мудростью подобно союзу разума и сердца. Это, по-моему,
возможно с обращением особенно к науке и мудрости Востока.
С такими мыслями и чувствами я поздравляю Вас с таким прекрасным
мероприятием, приветствую и передаю свое почтение каждому из вас в
отдельности, и всем сердцем желаю дальнейших успехов в ваших таких благих
начинаниях.
Фетхуллах Гюлен