Ответы на вопросы профессора Ростислава Рыбакова в книге «Гюлен: на пути к довольству Творца». Часть 4

5. Какова Ваша точка зрения относительно перспектив развития турецко-русских отношений? Ответ: Если я буду говорить об этом как мусульманин, то хотел бы, с вашего позволения, прояснить, что в Священном Коране Аллах говорит, что все люди родились от одного отца и одной матери, потом разделились на племена и роды, что имело целью их более близкое знакомство и взаимопомощь; что принадлежность к тому или иному народу, нации или расе, не зависящая от человека, не может быть причиной для его возвышения над другими; причина для возвышения духовного лежит в богобоязненности, связи человека с Аллахом и окружающими и благих деяниях. В этом случае, как говорил досточтимый Али, «мусульмане – мои братья по вере, а немусульмане – по общечеловеческому братству». Аллах сотворил Землю для всех людей – как колыбель для единства. В ней мы лежим и питаемся, и слушаем колыбельные наших матерей.

Во-вторых, все люди являются братьями не только с точки зрения нахождения в одной человеческой общности и рождения от одной вселенской матери, но и с точки зрения биологического родства. Именно эти родственные связи и становятся причиной сближения людей и играют определённую роль в установлении личностных и правовых связей между ними. Например, люди наследуют имущество друг друга в соответствии с родственными связями. Вместе с этим, ислам уделяет внимание и соседским правам и отношениям. Таким образом, мы, как турки, наверняка когда-то жили в одних азиатских степях с русскими. Исследования турецкой и русской культур и традиций свидетельствуют о том, что у нас есть много общих точек, оставшихся еще с тех времен. Сейчас мы два соседних государства, две соседние страны, два соседних народа. У нас есть права и обязанности соседей. К тому же, Турция, как и Россия, относится и к Европе, и к Азии. Еще я хотел бы остановиться на том важном факте, что Россия выразила желание получить статус наблюдателя в Организации Исламской Конференции, в которую входит и Турция как часть исламского мира. В России, в Российской Федерации не только много мусульман, она соседствовала и с большим количеством исламских стран в рамках Советского Союза. У нас есть пословица «соседу нужен даже пепел из дома соседа», и мы верим, что это так. В дополнение ко всем перечисленным выше факторам хочу также отметить, что мир стоит на пороге кризиса. И трудно предположить, что принесёт с собой это сползание в пропасть. Если, не дай Бог, мир не поступит разумно и ввяжется в очередную «горячую войну», то очагом и наиболее пострадавшим районом станет наш регион; возможно также и развязывание холодной войны, под тяжестью которой не устоит ни одна страна. Это делает жизненно важным установление близких отношений между Россией и Турцией – двух ключевых стран, которые играют определяющую роль в политике региона и могут быть глобальными игроками в расстановке сил мировой политики. Я верю, хочу верить, что и российское, и турецкое правительства это осознают. Дай Бог, наши страны поведут себя мудро и зрело, и все межгосударственные связи будут основаны на дружбе, добрососедстве, продвижении взаимных интересов и полезного сотрудничества; также я надеюсь, что наши страны приложат все усилия для предупреждения возникновения и углубления кризиса в мире и в регионе в частности.

 6. Что Вам известно о российских мусульманах? Планируете ли Вы посетить Россию в ближайшее время в рамках крупной исламской конференции?

Ответ: Не могу сказать, что близко знаю российских мусульман и об их жизни как за последние годы, так и за последние столетия. У меня не было возможности увидеть их лично и ознакомиться с их жизнью. Мои знания основываются на прочитанном и услышанном. Я считаю, что не ошибаюсь в своих предположениях как их единоверец. Конечно, исторические, географические, политические и экономические условия их жизни были другими, но очевидно, что религия способствует установлению близости между людьми в веровании, богослужении, морали и поступках, являющихся фундаментом человеческой жизни. Не считая разницы в условиях, которые я упомянул, и бытовых привычек, ими обусловленных, хочу сказать, что мусульмане везде ведут практически один и тот же образ жизни, также поступают и христиане, а также буддисты и иудеи, везде ведущие схожий образ жизни и имеющие много общего. Много схожего есть и у представителей разных религий, верований, точек зрения и образов жизни. С другой стороны, я нигде не слышал и не читал о том, что современные российские мусульмане сталкиваются с трудностями в религиозной жизни, выражении своей религиозной принадлежности и совершении богослужения.

 К тому же, разрешение российских властей на открытие школ в Москве, Петербурге и других городах турецкими альтруистами, чья принадлежность к исламу известна, и желание вашей интеллигенции познакомиться с вашим покорным слугой, зная, что он мусульманин, ваши любезные вопросы, проявленные внимание и интерес весьма красноречиво говорят о положении российских мусульман.

Вместе с этим, российская земля в историческом плане хранит много следов ислама. Исламская наука в огромной степени пустила корни, как на этой земле, так и на соседних территориях. И это историческое прошлое способствовало формированию моего видения мусульман России.

Что касается визита в Россию, то я искренне желаю встретиться с интеллигенцией, такими ее представителями, как вы, мечтаю побеседовать с ними и обменяться мнениями – даже если это будет короткая встреча. Я очень бы хотел увидеть Россию, российских мусульман, и граждан России – немусульман. Однако состояние здоровья не позволяет мне долгих путешествий. Со мной рядом постоянно находится несколько врачей. Лекарства, которые я должен принимать, все время пересматриваются. Я должен признаться, хотя это и очень тяжело, что иногда мне требуется помощь в моих личных делах. С этой точки зрения я могу сказать, что почти за 10 лет пребывания в Америке я не совершил не только длительного, но и краткосрочного путешествия.

7. Вы можете рассказать о своих планах на будущее? Что вы планируете сделать?

Ответ: Больше всего в жизни я ценю чтение и учение – прежде всего это касается теологической науки; а также обмен знаниями и мнениями с теми, кто стремится больше узнать. Я буду продолжать этим заниматься, пока мне позволят здоровье и возможности. И есть еще одно дело, даже более важное. Как человек, который уже приближается к смерти, стоит у ее дверей, я должен внимательнее относиться к ответственности, возложенной на раба Божьего, и больше заботиться о вещах, связанных с вечной жизнью.