Ответы на вопросы госпожи Татьяны Филипповой в книге «Гюлен: на пути к довольству Творца». Часть 2

3. Вы, как открытый к религии и нравственности человек, знаете русскую культуру, ее интеллектуальные и духовные ценности. По-вашему, какие особенности этих традиций являются самыми ценными, полезными и заслуживающими внедрения в жизнь в двадцать первом веке? Каким вы представляете будущее России и ее миссию в Евразии, когда сегодня сердца и умы людей воспринимают жизненные принципы, основанные на ее культуре, вместе с духовной поддержкой, логикой, социальной обеспокоенностью и ответственностью?

Ответ: Я знаком с русской культурой, ее интеллектуальными и духовными ценностями в большой степени благодаря русской литературе. И я с удивлением вижу, что русская история, особенно последних веков, имеет большие параллели с историей Османского государства и Турции. Среди моих ровесников и в поколении младше меня очень мало людей, кто не читал Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, и даже Гоголя, Максима Горького и Пастернака. Как похожа жизнь этих великих писателей, драматургов и поэтов, их темы работ, герои их произведений с жизнью многих наших писателей и их героев! В особенности тех, кто жил в период распада Османского государства, в девятнадцатом веке, в первой четверти двадцатого века и в период до образования Республики! Они схожи, потому что глубокая оценка Достоевского и его высказывание о том, что «мы все вышли из «Пальто» Гоголя», прекрасно подходит для всего нашего общества и нашей истории последних периодов. Те крестьяне, которые описаны в «Мертвых душах» Гоголя одновременно являются и нашими крестьянами. Меланхолия Пушкина, кто побывал в моем родном городе Эрзурум, описанная в «Евгении Онегине» и «Зимнем вечере», является нашей меланхолией. Как похожи «Бесы» Достоевского на наши «карбонарии»! Как будто описываются одни и те же тайные общества, политические интриги, покушения и преступления. Как похож наш Ахмет Эфенди на Чехова, который старается защитить ценности своего общества перед западной литературой! Как похож спор Мехмета Акифа и Тевфика Фикрета на спор между Толстым и Тургеневым! Если и в Турции можно найти одинаковый нигилизм и материализм, развившиеся в одной части русских интеллектуалов и общества, и высшее общество, которое предпочитает общаться на французском, нежели на родном русском языке и подвергается серьёзной критике Толстого в «Анне Карениной», и героев Достоевского Раскольникова и Сони, которые среди всего плохого и нездорового нашли путь в религию, то также можно одновременно найти глубоко проработанную тему любви, и поиски бессмертия и примирения с Богом в «Докторе Живаго» Пастернака у последнего поколения Османской державы, также как и у поколений Республиканского периода. Помимо них, когда мы читаем «Три Сестры» Антона Чехова, мы чувствуем себя, как будто мы читаем «Пертев Бейин уч кызы» (Три дочки Пертев Бея) Муневвера Аяшлы. Мы видим разочарование Маяковского, доведшее его до самоубийства после Октябрьской революции 1917 года, которую он горячо поддержал, и разочарование великого поэта Пастернака у многих турецких интеллектуалов Республиканского периода. Как глубоко повлияла «Мать» Максима Горького, где он описал борьбу русского рабочего класса против царского правительства, которая закончилась Октябрьской революцией 1917 года, на коммунистические движения в Турции! Словом, во многих отношениях Турция и Россия имеют большие сходства. Как свидетельствует мировая известность вышеупомянутых русских писателей, русский народ и русское общество уделяют огромное внимание не только искусству, поэзии, литературе, писателям, поэтам и литераторам России, но и иностранным представителям искусства и литературы. Возможно, среди культурных и интеллектуальных традиций в России самой важной традицией является значение, которое придаётся развитию искусства и литературы, и которое может послужить хорошим примером мировому сообществу в двадцать первом веке. В отличие от нас, у вас даже советский режим не вмешивался много в русский язык и литературу, и не пытался изменить их. Сегодня, когда индивидуализм и развивающийся вместе с ним эгоизм выходят на передний план, русское гостеприимство, как и турецкое гостеприимство, является добродетелью, которую надо хранить. Параллельно этому, в России есть интеллектуалы и их работы, которые хотят противопоставить общественную солидарность и взаимопомощь чрезмерному индивидуализму, развившемуся вместе с модернизацией. Патриарх всея Руси Алексий II, в специальном интервью журналу «ДА – Диалог Евразия» сказал, что «основание общества, которое с уважением относится к человеческим ценностям и желаниям, обеспечит стабильный подъем человечества на долгие столетия»: «В России люди, относящиеся к разным религиям и народам в течение долгого времени жили в обстановке любви, уважения и мира. Такая ситуация не появилась сразу. Мы знаем цену нашего опыта. И мы готовы поделиться нашим опытом со всем миром». Это наше общее пожелание. В России вырастают важные интеллектуалы. Например, эксперт по исламскому праву господин Леонид Сюкияйнен является одним из них. Он привлекает наше внимание на сближающие элементы между Западом и Востоком, то есть мусульманским миром, не руководствуется предубеждениями, отдаёт должное каждой ценности, и выступает за сближение и диалог представителей разных религий. Министр иностранных дел РФ господин С.В. Лавров, в своей статье, написанном в декабре 2004 года некоторым турецким газетам, говорил, что «никто вместо самих России и Турции не возьмёт на себя ответственность стать мостом между разными цивилизациями, и активно помогать установлению будущих связей между Европой и Азией, Западом и Востоком». Если учесть такие факторы, как культурные и интеллектуальные традиции России, ее исторический опыт, геополитическое и геостратегическое положение, владение или соседство с большими резервами природного газа и других энергоносителей, важное историческое прошлое, и гигантскую силу, то Россия может внести большой вклад в поддержание мира не только в нашем регионе, но и во всем мире.

4. В последние годы многие люди в разных странах мира начали интересоваться вашими учениями и жизненными принципами. Многие считают вас муджаддидом (обновителем) ислама, и прогрессивным мусульманским ученым, чьи тафсиры-толкования привлекают умы многих современных людей параллельностью к меняющимся жизненным условиям. Вы соглашаетесь на такое описание вашей роли?

Ответ: В Исламе звание муджаддида (обновителя) является очень высоким положением. Оно требует быть совершенным человеком в науке, морали и поведении. Ваш скромный слуга никогда не гнался за такими высокими званиями, и никогда не утверждал такое. Я не представляю ислам в собственной интерпретации, а стараюсь выразить ислам, который предписан Всевышним в Коране, и которому благословенный Пророк Мухаммад обучал и словом, и примером в собственной жизни. Почему это отличается от понимания ислама некоторыми людьми? Здесь есть две причины: начиная с тринадцатого века, мусульманский мир вступил в стагнацию в науке и в образованных тогда государствах, обществах и исламском правлении стали преобладать сила и закон; параллельно этому, мудрость (хикмат) и наука (ильм) потеряли свое влияние, которое они имели в предыдущих веках. В результате, как вы хорошо знаете, двадцатый век исламский мир встретил в состоянии разрухи и колониальной зависимости. Естественно, в каждой мусульманской стране предпринимались попытки спастись из этого положения. В этих движениях и освободительных войнах ислам и религиозная сознательность стала движущей силой. Со временем, религия стала восприниматься как идеология. И опять имело место пренебрежение мудростью и наукой. Кроме того, зародились противоположные друг другу радикальные идейные движения. Некоторые, не принимая во внимание богатую историю практики ислама, приняли весьма пуританскую манеру, утверждая, что они возвращаются к Корану и сунне, будто бы религия существует только в книгах, и их попытки можно сравнить с возведением здания на воде или в воздухе. В отличие от них, другие пытались превратить ислам в движущую силу освободительных войн, национализма и, в конце концов, национализировали его. Несмотря на то, что все эти группы основывают свои мысли и поступки на Коране и сунне, они не смогли понять Коран как единое целое, не смогли оценить аяты Корана в целостности Корана и в связи с другими аятами, находящимися рядом с ними. В действительности, как я хотел объяснить, например, если сначала не обследовать все тело как одно целое и не оценить все органы тела в соответствии с их положением и функциями в теле, а рассматривать каждый орган по отдельности, то мы получим столько тел, сколько и органы. Точно так же, из-за того, что ислам не обсуждался как единое целое, и его части не рассматривались и как единое целое и как имеющие тесные связи с другими частями, появилось множество пониманий ислама. Ваш скромный слуга пытался с самого начала в пределах своих возможностей иметь целостную точку зрения. Говоря о Коране и сунне, следовало учитывать многократно повторяющуюся историю, являющуюся для нас лабораторией. Другими словами, я не объясняю ислам, который не описывается в Коране и не проповедуется жизнью Посланника Аллаха. Что есть ислам, то я и пытаюсь передать с ответами в ней на существующие основы и условия. Во-вторых, замеченная в последние века массовая безграмотность в исламском мире продолжала прогрессировать в области религии. А ведь каждая наука имеет свой подход, то есть методологию. К сожалению, многие, кто говорит об исламе и работает по таким темам как тафсир, хадис и фикх, не имеют представления о такой науке как методология, методологии каждого направления науки, и науке языка и логики. В действительности, перед тем как начать толковать Коран, надо прекрасно знать методологию тафсира. Перед тем как начать пытаться рассматривать сунну Пророка и хадисы, следует прекрасно знать методологию хадисов. Перед тем как начать говорить и писать о фикхе, исламском праве, и проповедовать решения, основанные на исламе, надо очень хорошо знать методологию фикха. Здесь, конечно, не уместно вдаваться в технические подробности по этой теме, но для лучшего понимания этого вопроса позвольте мне сказать следующее: В Коране и сунне есть неизменные основные положения, которые называются мухкаматом. Столпы веры (иман), богослужения (ибадат), религиозно-правового заключения (хукм), не оставляющие сомнений в дозволенности (халяль) и недозволенности (харам), справедливости (адалат), правдивости (хакканият), честности, искренности, милосердии (мархамат), любви, нежности и другие принципы нравственности и духовности являются основами, которые мы называем мухкаматом. Еще есть религиозные принципы, которые мы называем муташахибатом. Они являются относительными истинами в нашей жизни, которые частично видоизменяются в зависимости от времени, оснований, условий и людей, и похожи на призму, которая преломляет луч. Даже некоторые нассы (хадисы и аяты) могут иметь разные отражения в зависимости от времени, оснований, условий и людей. Все это дало форму некоторым техническим положениям в понимании исламского права, Корана и сунны. Они называются «насихмансух», «мутлак-мукаяд», «умум-хусус». Многие современные мусульмане и исследователи, которые изучают ислам, к сожалению, не обращают внимания, и даже не имеют представления о них. Ответ на ваш вопрос об обновлении (таджид) получился несколько длинным, потому что я попытался показать, что невозможно взять на себя такое большое дело, и что я просто пытаюсь объяснить ислам в рамках Священной книги и сунны.

5- Как человек, который тонко и чутко воспринимает перемены в современном мире, какой вопрос вы хотели бы задать себе? Сегодня, просматривая фильм о развитии человечества, что вас больше всего интересует и что наполняет вас энтузиазмом, когда вы смотрите с точки зрения своего жизненного опыта?

 Ответ: Для вашего покорного слуги, возможно, жизненно важным вопросом является следующее: мы, несущие основную ответственность перед Аллахом, людьми и всем миром, должны спросить себя – «как можем перенести утерянный нами рай на Землю и превратить Землю в раи̮ский уголок?» Вашего покорного слугу радует, вселяет надежду и наполняет энтузиазмом постепенно набирающая темп деятельность по данному вопросу таких интеллектуалов как вы, многих общественных организаций, и многих научных, нравственных и духовных наставников, кто старается познать и следовать определенным Всевышним Творцом сущности и истинной природе человека. Благодарю за ваши вопросы и выражаю свое почтение.

Из книги «Гюлен: на пути к довольству Творца»