6. В некоторых мусульманских и немусульманских странах действуют своеобразные группы, которые предполагают, что светские правительства этих стран являются врагами ислама. Они утверждают, что неправильно подчиняться законам, установленным законной властью, а надо подчиняться и применять только указы шариата и исламских лидеров. Как вы оцениваете такое понимание и политику?
Ответ: На этот вопрос можно ответить одной частью рассказа в Коране о Юсуфе (Иосифе), мир ему Пророк Юсуф в результате жестокости своих братьев был продан в рабство в Египте. Его купил вельможа, занимавший тогда должность, равнозначную нынешней должности премьер-министра в тогда еще немусульманском правительстве. Пророк Юсуф провёл в этом доме все свое детство. Но когда жена вельможи захотела соблазнить его, он решительно отверг ее предложение и сказал следующее: «Я ищу прибежища у Аллаха. Мой господин (хозяин дома, вельможа) заботится и хорошо относится ко мне. Тот, кто причиняет ему зло через предательство, никогда не спасется». Другими словами, сказал, что «он не может предать ни Аллаха, ни господина, который заботится и хорошо относится к нему». Прошло некоторое время. Пророк Юсуф подвергся злой клевете и был брошен в тюрьму. И когда, наконец, его ценность, честность и невиновность были доказаны, перед выходом из тюрьмы он попросил, чтобы ему рассказали о настоящей причине клеветы против него. Он объяснил это так: «Я захотел это для того, чтобы люди знали, что я никогда не предавал человека, кто заботится и хорошо относится ко мне, ни в его отсутствии, ни тогда, когда он не видел». Как я попытался объяснить выше, выбор политической системы и правления зависит от воли народа. Ислам приказывает честность, преданность, надежность, верность слову, беспрекословное выполнение доверия везде, всегда и при любых условиях. И никогда не разрешает предательство, ложь, обман, нарушение прав человека, анархию, террор, и беспорядки. Мусульманин является, прежде всего, представителем надёжности и общего мира.
7. Процесс, называемый «возрождением ислама», показывает себя во многих современных странах. Этот процесс характерен особенно для России и некоторых стран Восточной Европы. В этом пути, какие цели, прежде всего, должны мы ставить перед собой? Эти страны жили десятилетиями в условиях научного атеизма, который препятствовал развитию всех религий, общества и человека.
Ответ: Аллах одарил человека уровнем выше даже уровня ангелов и сделал его Своим наместником на Земле. Основой этого превосходства и наместничества на Земле является то, что человек «был научен именам и названиям». Человек был наделён способностью познавать вещи и называть их именами. Следовательно, пользоваться ими, то есть способностью учиться и получать знания. Эта способность означает, прежде всего, изучение Вселенной как книги. В первом аяте ниспосланного Корана, даже когда не было книги для чтения, давался приказ: «Читай!» Даже если тогда не было книги для чтения, всегда существовала книга, которая была Вселенной и человеком. Поэтому когда научная деятельность не отходит от своей цели и оси, она получает святость и благословление, равное почитанию (такдис) и описанию (ташбих) Всевышнего Аллаха ангелами. Под словами «научная деятельность не должна отходить от своей цели и оси» я подразумеваю следующее: и Вселенная, и человек от начала до конца являются журналами аятов, где аяты знакомят нас с Аллахом. Коран называет каждое свое отдельное предложение аятом, и точно также называет каждый случай, факт и событие, связанные с Вселенной и человеком, аятом. Коран – это ниспосланная Вселенная, а Вселенная и человек – это сотворённый Коран. Вселенная и человек – это великолепные дворцы, а Коран – это книга, которая знакомит их нам. Между ними никогда не бывает противоречий. Научный атеизм господствует не только в бывших странах Советского Союза, но и, к сожалению, в мировых научных центрах. Поэтому наука должна расположиться в своем истинном месте, и следует утвердить, чем на самом деле является и религия, и наука. Во-вторых, человек – это не только физическое тело и не состоит из одного ума, одного сердца или одной только души. Он является гармоничной совокупностью всего этого. Также он является хозяином сложных чувств и силы воли. Если мы не сможем содержать их в гармоничной совокупности, то сначала в человеке и потом, отражаясь от него, в обществе появятся проблемы. Наше физическое строение, наше тело имеет потребности и очевидно, чем мы можем удовлетворить эти потребности. Точно так же, наш ум или интеллект имеет потребности. Наши сердца, души и чувства тоже имеют потребности. Все они также имеют свои обязанности. Удовлетворение потребностей ума, интеллекта возможно с не сбившейся со своей цели наукой, а также со знаниями, по которым можно познать Всевышнего, которые мы называем «марифатуллахом». В этом случае, его обязанностью является обучаться, воспитываться, познавать. Удовлетворение сердца возможно с религиозными знаниями, молитвами и духовным «глазом», которым обеспечивают и знания, и практика. Удовлетворение воли возможно, опять, богослужением, и использованием воли в канонически рекомендуемом и легальном направлении. Удовлетворение чувств является возможным, прежде всего, с любви к Всевышнему Аллаху, и любви ко всем существам, из-за любви к Аллаху. Поэтому, возможно, нам требуется сперва узнать человека, Вселенную, узнать жизнь и что она ожидает от нас, и в соответствии с этим, заново и с новым взглядом преобразовать нашу образовательную систему. Другое важное положение: для индивидов самым важным учреждением, убежищем, местом любви и социализации, и фундаментом общества считается семья. Даже если захотим, мы не сможем уничтожить материнство и отцовство. Вместо материнской нежности и отцовской доброты мы ничего не можем поставить. Человек, выросший в обстановке семейной любви и окружении любви и нежности, никогда не был одинаков с человеком, кто вырос в разбитых семьях. Поэтому семейное учреждение должно укрепляться, и к этому должны привлекаться даже дедушки, бабушки, дяди и тети. Они могут помочь в воспитании молодого поколения, но не всегда зовутся на помощь молодой семьей. В семье должно быть известно место матери, отца, дедушки, бабушки, ребенка и внука. Семья для человека является маленьким раем на Земле. Мы должны остерегаться превращения этого райского уголка в ад и должны всячески оберегать ее. Конечно, можно перечислить еще много вещей, которые требуется сделать, но в ответе на ваш вопрос я постарался поделиться своими скромными мнениями по двум-трем моментам, которые я считаю важными. Я уверен, что вы, как интеллектуальные умы, выросшие в тех обществах, о которых идет речь, можете лучше увидеть данную проблему и поставить правильный диагноз.
8. Насколько важны в современном мире культура, религия и межрелигиозный диалог? Какую роль в этом диалоге играют ваши мысли? Не означает ли развитие этого диалога, что ислам выходит за пределы своих позиций, отказывается от своих принципов и основ, и принимает ценности Запада? Что такое сила современного ислама? Изолирование от остального мира, желание сохранить неизменяемость своих традиций, готовность принять положительные результаты других культур или обогащение других культур своими ценностями?
Ответ: Я постараюсь ответить на этот вопрос, проясняя одно достаточно важное обстоятельство. Когда говорится ислам, сегодня подразумевается та религия, которая проповедовалась заключительным Божьим Посланником – Пророком Мухаммадом. Коран учит, что религии, проповедуемые и представляемые всеми пророками, в основах своих являются исламом. В течение всей истории человечества все пророки, включая Ибрагима (Авраам), Мусу (Моисей) и Ису (Иисус), посылались с одинаковыми принципами веры, одинаковыми принципами поклонения Всевышнему Творцу, одинаковыми правилами поведения и одинаковыми положениями морали. Верить каждому из этих пророков является для нас одним из основ веры. Различие состоит в предписаниях (хукм) и правилах (каида), касающихся второстепенных вопросов, где происходили вынужденные изменения во времени, условиях и меняющейся жизни. Исламская религия, которая проповедовалась Пророком Мухаммадом, является самым совершенным и окончательным видом религии, и которая не нуждается в появлении новых пророков. В одном хадисе говорится: «Мудрость – это утерянная свойство мумина, он принимает ее где бы он не нашёл ее». Ведь культура и цивилизация современного мира не против всесторонне религии, не против ислама! В нем есть много подлинных элементов, перешедших к нему из иудаизма и христианства. Сегодня мы можем найти, и действительно находим, много вещей, которые лежат в основе ислама, но были утеряны нами в нашей истории, или которые мы перестали представлять и практиковать из-за утери способности представлять и практиковать их, то есть наши утерянные мудрости, в современной культуре и цивилизации. Например, исследовательский энтузиазм и любовь к науке, поиску истины, тщательному изучению Вселенной, оптимальному использованию или распределению времени, которая, к сожалению, игнорируется в мусульманском мире, и разделению труда. Энтузиазм и любовь также и к способности и возможности сотрудничества в делах, качественной и, по возможности, безошибочной работе, и основательной работе, ведению дел без обмана и упования на легкий и быстрый заработок. Все это является непосредственным повелением ислама, но мусульманский мир веками игнорирует и теряет эти ценности и мудрости. Во-вторых, религия переадресовала многие вопросы нашему уму. Естественно, есть своя причина сотворения ума. Поэтому кто использует его самым лучшим образом, тот и получит свою награду. Мы, как исламский мир, стали игнорировать ум, который одно время использовали в религии и вместе с верой. Начиная с определённого периода времени, Запад очень хорошо использовал его. В таком случае, почему нам тоже не получать пользу от его безвредных для человечества продуктов и результатов! Не то, что стесняться или воздерживаться от него, мы, наоборот, должны воспринимать его как утерянную нами исламскую мудрость. Еще одно обстоятельство: современный мир и образовавшие его наука и технология не принадлежат только этому миру. Развитию науки в течение всей истории человечества внесли свой вклад каждый народ и каждый материк. Мы все знаем о переходе знаний на Запад. Восемь-девять веков назад, без перерыва, в течение пяти веков исламский мир был впереди всех по всем направлениям науки и знаний. Запад получил от исламского мира науку старого света и цивилизаций, его вековые достижения и через Крестовые походы, и через Андалусию. Он получил не только это, но, конечно, еще больше в рамках отношений с исламским миром. Поэтому, я считаю, что мы, как мусульмане, должны продвигать диалог и сближаться с современным миром. Я лично не вижу в этом ничего плохого и предосудительного, а наоборот, считаю это обязательным не только для моей религии, страны, народа и мусульманского мира, но и для современного мира и всего человечества. Таким образом, человечество познакомится поближе друг с другом, узнает новые ценности и научится различать черное от белого и правду ото лжи. Мусульмане, в течение всей своей истории, никогда не отказывались от совместного проживания с другими народами и представителями разных религий. Они жили вместе с ними в соседстве в одном и том же районе, на одной улице. Ислам распространился очень быстро. Почти за одно столетие распространился по всей территории Ближнего Востока и протянулся до Северной Африки, Афганистана и Индии. Как вы хорошо знаете, этот регион является родиной многих старых религий и учений. Ислам столкнулся со всеми этими религиями и философиями. Появились продолжительные интеллектуальные споры между их представителями и мусульманами. Мусульмане никогда не уклонялись от этих споров, не думали препятствовать их объяснениям своих религий и мыслей, и не подавляли их голоса ни через легальные пути, ни через насильственные пути. Наоборот, они сразу пригласили многих еврейских и христианских ученых и интеллектуалов в научные центры, школы-медресе и открывшиеся «дома мудрости», то есть принимали на работу в научные академии и на руководящие позиции. Одно время такая практика действовала и на территории Османского государства. Ислам и мусульмане никогда не боялись действовать таким образом. С точки зрения веры и идей, бояться и действовать по-другому означает, что человек сомневается в своей религии. От сомнений не спастись бегством или уклонением от них. Для избавления от сомнений требуется их тщательный анализ и понимание. Таким образом, мы, мусульмане, должны не уклоняться от диалога и совместного проживания с другими, а хорошо знать свою религию, правильно представлять ее, и хотеть жить вместе со всеми, независимо от религии, культуры и цивилизации.
Благодарю за ваши вопросы и выражаю свое почтение.
Из книги «Гюлен: на пути к довольству Творца»