Ответы на вопросы госпожи Ольги Карабановой и господина Владимира Авдеева в книге «Гюлен: на пути к довольству Творца»

1. Как вы можете коротко охарактеризовать свою философию? «Философия добра», «философия благотворительности» или как-то по-другому?

Ответ: Возможно, более подходящим будет следующая формулировка: философия патриота беззаветной любви, посвящения и отвержения своей жизни во имя жизни другого.

2. Как мусульманин, думаете ли вы, что для развития вашей философии ислам является самым подходящим фундаментом?

Ответ: Естественно, моим источником является ислам. В этом контексте, чтобы избежать неправильного понимания, я прошу прощения, но думаю, что надо рассматривать и ответ на восьмой вопрос уважаемого профессора Леонида Сюкияйнена.

3. Многие люди очень быстро воспринимают ваше учение. Но есть и противники вашего учения. Против чего, по-вашему, они выступают в вашем учении?

Ответ: Конечно, невозможно ожидать от всех людей принять одинаковое учение. В истории человечества такого тоже никогда не было. И я никогда не утверждал обратное. Я лишь пытаюсь выражать то, что считаю правильным. Это можно сравнить с продукцией, предложенной на рынке или базаре. Люди владеют умом и силой воли, и берут, предварительно изучив и выбрав то, что по душе. Что воспринимается и не воспринимается из «учений», искренне скажу, я никогда не изучал. Естественно, я принимаю во внимание критику и противоположные мнения. Также и те, кто знает вашего скромного слугу, знают, насколько он ценит собрания и беседы для обмена мнениями, мыслями и знаниями. Коллективное сознание и общий разум являются важными источниками для меня. Но невозможно подстраивать свои мысли и поступки под предпочтения каждого человека. Также если человек воспринимает «учение», это еще не значит, что он полностью принимает их. Аналогично, если человек не воспринимает «учение», это еще не значит, что он полностью отвергает их.

4. Бытует мнение, что каждое настоящее учение является лекарством. Что может вылечить ваше учение?

 Ответ: Эта тема также открыта для обсуждения. Учения похожи на лекарства, где один вид лекарства не может вылечить все болезни, где на каждую болезнь есть отдельное лекарство, где лекарство для одной болезни может даже навредить при другой болезни, и где лекарства требуется применять в определённых дозах в зависимости от степени тяжести болезни. Лично я вижу основные проблемы современного человечества, как я попытался показать в ответе на седьмой вопрос уважаемого профессора Леонида Сюкияйнена, в неспособности комплексно рассматривать проблемы человека, распознать проблему как одно целое и оценке таких жизненно важных вопросов как религия, человек, Вселенная и наука отдельно друг от друга. Туда можно добавить восприятие человека как создания, образованного только из физического тела, разума, или души, неспособность рассматривать человека как одно единое целое из тела, нафса (собственного естества), ума-разума, сердца, души, чувств и силы воли, и неспособность рассматривать человека в соотношении с другими людьми, природой и Творцом. Иными словами, я вижу проблему в неспособности всесторонне оценить все потребности тела, нафса, ума, сердца, души и чувств, и находить решение в соответствии с полученной оценкой. Если эти «учения» могут быть лекарством, то можно сказать, что в них я попытался сконцентрироваться на главных вопросах. Естественно, я никогда, Боже упаси, не могу утверждать, и не утверждал, что вижу, анализирую и предлагаю лекарства от всех проблем человечества. Я не психолог, не социолог и не экономист. Но насколько я узнал из своей религии и наблюдений, и прежде всего, как человек с желанием учиться и познавать, стараюсь делиться своими мыслями по некоторым вопросам, которые я считаю важными, с теми, кто хочет слушать. В основном это вопросы, связанные с умом-разумом, душой и нравственностью.

5. Вы очень хорошо знаете культурное наследие многих стран мира, включая Россию. Кто из русских писателей, поэтов и философов более близок вашей душе? Кто более близок вашему учению?

 Ответ: Трудно сделать такое точное определение как самый близкий моей душе и учению поэт, писатель или философ в России, имеющей интеллектуальное наследие самого высокого класса, или любой другой стране с богатыми традициями искусства и литературы. У каждого человека есть черты, с которыми вы не соглашаетесь, и есть черты, с которыми вы согласны. Иногда бывает, что вам понравятся мысли одного человека, которого вы найдёте близким по духу, а потом окажется, что вам не нравится манера высказывания или изображения, то есть его искусство. Вы можете идейно не сойтись с человеком, чьи чувства вы очень хорошо понимаете. Так же есть писатели, поэты и философы, которые заслуживают одобрения, независимо от того, согласны вы или не согласны с их мнением или чувствами. Они доказали себя в глазах других. Так же немаловажны ваше душевное состояние во время чтения одного писателя, поэта или философа, и ваши мысли во время анализа прочитанного. Поэтому очень трудно сделать выбор. Но для общей оценки, я прошу прощения, надеюсь, что ответ на третий вопрос госпожи Татьяны Филипповой будет достаточен.

 6. Многие философы имеют своих учеников. У вас есть свои ученики?

Ответ: Есть множество людей, с кем я долгие годы учился вместе и обсуждал прочитанное вместе. Но я воспринимал и до сих пор считаю их не учениками, а друзьями по учебе.

7. Чем должен заниматься человек в своей жизни? Что вы еще не успели сделать в своей жизни?

 Ответ: Человек является почтенным созданием. Неспроста и не впустую он живет на Земле. Не он сам отправил себя жить на этой Земле. С этой точки зрения, такие жизненно важные вопросы как «Что такое жизнь? Что хотят от меня жизнь и смерть? Кто и зачем отправил меня в этот мир? Что является моими обязанностями в этой жизни в соответствии с причиной моего отправления моим отправителем? Должен ли быть гид для меня в этой жизни? Если есть, то кто и как я должен следовать ему?» и ответы, которые мы дадим, укажут нам, что мы должны делать в этой жизни. Как мусульманин, я верю, что был отправлен в этот мир Всевышним Аллахом, и рассматриваю эту жизнь как платформу или сезон для посева зерен для получения урожая в загробной жизни, которая начнётся с концом этой жизни и продолжится в измерении, называемой промежуточной жизнью «барзах», но которая проявит себя настоящем смысле слова только с наступлением времени «хашр-у нашр». Поэтому в данных рамках я никогда не могу утверждать, что я сделал что-то или преуспел в чем-либо. Я ищу прибежища у Аллаха от такого утверждения. Возможно, я ничего не смог как следует сделать, но я безгранично верю и надеюсь на милость Всевышнего Аллаха. Вот в таких колебаниях беспокойства и надежды я пытаюсь и жить. Решение о том, что я смог или не смог сделать полностью зависит от Него, и это станет известно в потусторонней жизни.

8. Что бы вы хотели донести до людей всего мира? Что бы вы хотели сказать лидерам стран всего мира?

Ответ: Ваши такие вопросы вызваны вашими исключительно положительными предположениями о вашей скромной слуге, которых он никогда не заслуживал. Я никогда не рассматривал себя как человека, имеющего миссию. Я, как простой человек среди всех людей, осознающих свою человеческую ответственность перед Аллахом, всеми людьми и всеми созданиями, просто пытаюсь устно и письменно делиться своими мыслями по некоторым вопросам. Как я попытался выразить в ответе на первый вопрос уважаемого профессора Ростислава Рыбакова, я тоскую по миру, где человеческие ценности умножаются гораздо больше, где чувства становятся потусторонними полностью и тело разделяет те же духовные ценности. Я тоскую по миру, где вульгарность, грубость, амбиции, страсти, желание жить вечно для мирских утех (тул-и амаль), конфликты, драки, предательство, обман, угнетение, насилие, пораженчество, коррупция и хищения не существуют или существуют только в минимально возможных размерах. Я тоскую по миру, где царит храбрость и великодушие, вежливость, упорство возрождения, любовь к жизни, мягкость и диалог, почитание прав, чувство надёжности и верности, дух правоты, справедливость и целеустремленность. Я тоскую по миру, где люди исключили из словарного запаса такие понятия как месть, ненависть и вражда, и обустраивали свою жизнь по понятиям любви к жизни, мягкости и искренних отношений с людьми. Давайте мы все, включая и наших лидеров, будем делать все возможное для достижения такого мира, и отправим эти свои деяния в божественное измерение как зернышки, которые вырастут и расцветут в нашей вечной жизни.

9. Будут ли жить религии в обществе будущего?

Ответ: Для человека религия является жизненно важной потребностью, и считается одним из неотделимых измерений сотворения. Утверждение о том, что в один день потребность человека в религии исчезнет, принадлежит некоторым философам позитивистам материалистам девятнадцатого века. Они, например, Огюст Конт, делят историю человечества на три периода, где после периодов религии и метафизики, начинается период науки, вместе с чем исчезает, и исчезнет потребность в религии. Что же произошло? К концу своей жизни Огюст Конт попытался проповедовать «человеческую (позитивную) религию» с «пророками, ангелами, домом молитвы, поклонениями или ритуалами», которые назначал он сам. Как вы знаете, коммунизм и диалектический материализм в философии взяли это утверждение за основу, но опять же, результат очевиден. Религия в будущем будет иметь больше влияния, чем сегодня. Прежде всего, пусть не останется в этом сомнений, научные исследования опровергнут атеистично-материалистическое научное воззрение, и наука разместится на своей истинной оси и докажет, что Вселенная и человек являются книгами, которые представляют нам Всевышнего Творца. Кроме того, Первая мировая война, разразившаяся в результате кризиса конкуренции между Германией и Великобританией, разделения на классы в обществе и межклассовых столкновений, вызванных диким капитализмом во всем мире, подтолкнула людей к поиску. Во многих местах люди стали проявлять искренний интерес к религии. Несмотря на то, что в тот период исламский мир был миром отсталых, беспорядочных и колонизированных стран и народов, на Западе увеличилось число исследований ислама. Поиски, которые начались после мирового экономического кризиса 1929 года, который, несомненно, является одним из поводов этой войны, привели к зарождению фашизма и нацизма, и наконец, к началу Второй мировой войны. В результате этой войны на одной стороне появился коммунистический блок, а на другой стороне, опять ускорилось возвращение к религии. Сейчас мир стоит на пороге нового кризиса, и неизвестно, что принесет и унесет этот кризис. Я предполагаю, что новый кризис и чрезмерная материализация жизни усилят интерес к религии. Сегодня, особенно в западных странах появляются, как грибы после дождя, секты в поисках духовности, и зарождаются течения и системы, выглядящие как религии. Эти поиски будут еще больше толкать людей к религии, и люди, которые ищут смысл своей жизни, постараются найти его в религии. И пусть никто не сомневается, мусульмане, христиане и иудеи еще больше сблизятся друг с другом.

10. Как вы можете кратко объяснить понятие счастья?

Ответ: В двух-трех работах, которые я одно время пытался писать на данную тему, я говорил следующее: Счастье – это возвышенная цель, по которой тоскуют все и ради которого самоотверженно переносятся любые трудности. Но что есть счастье? Это трудный вопрос из самых трудных вопросов! Для древнего грека, это любовь и страсть. Для Цезаря, это репутация и слава. Для фараона, это сила и власть. Для Креза, это горы богатств и сокровищ. В действительности, ни один из них не является настоящим счастьем и обязательным условием для счастья. Те, кто искал настоящее счастье этими путями, всегда ошибались и разочаровывались. Настоящее счастье – это освобождение человеческого ума от путаницы и растерянности, и достижение человеческим сердцем уверенности и покоя. Если дополнить это с целью внесения ясности, то настоящим счастьем мы называем способность смотреть на все создания на Земле с беззаветной любовью, развив в себе возвышенную нравственность, которая появляется когда ум, сердце, сила воли, и чувства, являющиеся четырьмя столпами совести или чувствами души, выполняя свойственные им обязательства, питаются свойственными им продуктами. В основе добродетели лежит вера. Душа верующего человека будет парить в раю, даже если он будет томиться под гнетом. Добродетель также означает привязанность, любовь, нежность, братство и дружбу. Вместе с тем она означает борьбу против несправедливости, преданность, и неприятие таких мыслей как месть, злость, ненависть и зависть. С этой точки зрения, добродетельный человек почувствует, что вокруг него постоянно кружит ветерок из почтения и любви. Он дает свою любовь и внимание своей семье, родине, народу и всем созданиям на Земле, является храбрым, великодушным и альтруистом, живет в океане любви, приверженности и бесконечного наслаждения, и наслаждается наградами рая, даже не попадая в рай. Эти наслаждения являются наслаждениями от разделения радости других, испытания их радости в своей душе, сопереживания за их печали и боли, и открытия дороги для их счастья. Таким образом, сердце, живя чутко и душа в душу со всем человечеством и всей Вселенной, еще в этом мире удостаивается вечного счастья и достигает такого уровня, где все происходящее снаружи не в состоянии прервать это блаженство.

 11. В своих работах вы пишете, что мусульманин не может быть террористом. Но из-за того, что множество терактов были совершены во имя ислама, многие люди не могут принять это мнение сразу. Что должны делать мусульманские лидеры и все мусульмане для того, чтобы основополагающая миролюбивая сторона ислама была понята лучше?

Ответ: Ислам должен упорно и без устали правильно разъясняться, и что особенно важно, правильно представляться. Он должен практиковаться в повседневной жизни в оригинальном виде, таким образом, его настоящее лицо должно быть показано всему миру. Даже в здоровом дереве могут быть гнилые плоды. На Земле живет около полутора миллиарда мусульман. В нынешних условиях, среди такого большого числа людей всегда есть вероятность для некоторых людей быть использованными в терактах. Из других религий и философских движений тоже выходит много людей, которые замешаны в терроризме, но они обычно не упоминаются со своими религиями. Поэтому общественное мнение должно быть правильно информировано. Этот вопрос нельзя оставлять без внимания или относиться небрежно. Нельзя поддаваться провокациям и массы должны быть предупреждены о недопустимости ответа на подстрекательства. Неправильная информация должна корректироваться, а дезинформация должна опровергаться в рамках корректности.

Благодарю за ваши вопросы и выражаю свое почтение.

Из книги «Гюлен: на пути к довольству Творца»